Сказать, что олень для энцев всё - это ничего не сказать. Для них и для соседних кочевых народностей, которые живут на полуострове Таймыр, олень - это источник еды, одежды, предметов обихода, способ заработка и средство передвижения. Для обоих полов, а также каждого возраста и стадии жизненного цикла оленя в энецком языке есть свои обозначения.
Нынешнее название народа энцев - это искусственное образование. Оно было предложено в 1930-е годы по аналогии с названием живущих по соседству ненцев. На самом деле «энчи"» значит просто «человек». Если у каких-то других этнических групп есть самоназвания, то у лесных энцев общепринятого самоназвания нет. Как понять, что кто-то энец? Обычно используется выражение «онɛй энчи"». Дословно это значит «настоящий человек». Эта настоящесть - не совсем в том же смысле, в котором слово «настоящий» используется в русском. Например, рыбак может посмотреть сеть и сказать: «Онɛй кари дягу», то есть «Настоящей рыбы нет». При этом сеть не обязательно пустая, он имеет в виду, что там нет благородной рыбы, которая ценится. Когда говорят о людях, значение зависит от того, с кем надо этого человека сравнивать. Если контекст состоит в том, что взаимодействуют энцы с ненцами, тогда «онɛй энчи"» – это энец, противопоставленный ненцам. Но если речь идет о русских, о каком-то пришлом населении в противопоставлении коренному, тогда выражение «онɛй энчи"» значит и ненцев тоже, в общем - представителей коренного северного народа.
СЕЙЧАС ЭНЦЕВ ВСЕГО НЕСКОЛЬКО СОТЕН ЧЕЛОВЕК
Еще в XIX веке и без того немногочисленные энцы стали ускоренно ассимилироваться с живущими по соседству народами - нганасанами, ненцами, русскими. Сейчас их всего пара сотен человек. Энецким языком владеют и того меньше - несколько десятков. При этом надо иметь в виду, что есть лесные энцы и тундровые энцы и соответствующие им близкие, но всё же разные лесной энецкий и тундровый энецкий языки, а в подсчетах их учитывают вместе.

Энецкий язык бесписьменный. На нем уже почти тридцать лет пишут и печатают книги, но без установленных правил написания. В 2019 г. языковым активистам, лингвистам, педагогам удалось договориться о правилах, которые были внедрены в вышедший при поддержке Проектного офиса развития Арктики энецкий букварь, составленный Дарьей Спиридоновной Болиной. Он будет подспорьем на занятиях по энецком языку. Сейчас в детском саду поселка Потапово (именно это родной поселок лесных энцев) есть группа, работающая по методу «языкового гнезда», где воспитатель общается с детьми только на энецком. По этой методике в свое время увеличили число носителей языка маори в Новой Зеландии.
ЭНЕЦКИЙ ЯЗЫК УЧАТ ПО МЕТОДУ "ЯЗЫКОВОГО ГНЕЗДА"
Эпитет «настоящий» часто используется и для того, чтобы обозначить традиционность жилища, которое по-русски принято называть чумом. «Онɛй мя"» говорят с целью подчеркнуть, что речь идет именно о традиционном жилище, а не о балке (вагончике на полозьях) и уж тем более не о поселковом доме русского типа. При этом «приходи ко мне домой» по-энецки звучит как «приходи в мой чум», однако человек может иметь в виду квартиру.

Чум состоит из шестов, покрытых нюками - чехлами из оленьих шкур, внутри печка, мобильная мебель и весь домашний скарб - посуда, детские игрушки. Поскольку энцев осталось мало, сейчас большинство живет в поселках советской постройки, а раньше все это хозяйство регулярно собирали и разбирали, кочуя вместе с оленьими стадами. Ритм и продолжительность перекочёвок стойбища определялись состоянием оленьих пастбищ и их способностью прокормить животных.
ОЛЕНЕВОДЧЕСКАЯ РАБОТА - ЭТО МУЖСКАЯ РАБОТА
Естественно, среди энцев в основном исторически использовалась традиционная одежда из шкур, которая частично заменялась тканями. Одно из очень старых русских заимствований – это слово «лубаха» (от русского «рубаха»), которое приобрело собственное значение. Ткань, из которой можно сшить одежду, тоже называется «лубаха».

Традиционно же мужская и женская одежда обычно различались по покрою. Основная женская верхняя одежда называется словом «паги», это парка, а основная верхняя одежда для мужчины, которая надевается через голову, называется словом «сôкуоты». Женская одежда распашная, чтобы было удобнее заниматься хозяйством и кормить ребенка. Мужская - сплошная, она в большей степени рассчитана на долгое пребывание на улице. Мужчина в тундре, естественно, больше охотится, рыбачит, собирает оленей. Оленеводческая работа – это мужская работа.
Надо сказать, что именно слово «паги» используется для собирательного обозначения одежды или просто как «мои вещи». Сейчас обычно носят современную одежду. А раньше, как и у других северных народов, она шилась «на века» и богато украшалась мехом, вышивками, металлическими предметами. По покрою и по узорам на одежде можно было многое узнать о человеке. А еще, по некоторым сведениям, для энцев была характерна одна из самых архаичных форм обуви - сапоги без подъема, которые выглядят примерно как труба из оленьей шкуры.
Раньше среди энцев имело большое значение, кто к какому роду или клану принадлежит. Кланы существуют и сейчас как семейные группы. Есть рода, про которые все помнят их традиционное название и которым соответствуют современные, сложившиеся уже довольно давно фамилии русского образца. Например, Бай – это Силкины, Мугади – это Болины, Чор – это Пальчины. Далеко не всегда понятно, откуда происходит русское слово, однако люди за это держатся. В современной жизни, по большому счету, это просто часть идентификации - как для русского или западноевропейца встретить однофамильца. А исторически у кланов были свои территории выпаса, общее имущество. Энецкая культура была патрилокальной и патрилинейной: жены приходили в семьи мужей. В этом смысле клан был единицей семейной, всё аккумулирующей.

Есть одна стоящая особняком история среди нынешних лесных энцев. Есть небольшая группа людей, связанных родством, – это энцы с фамилией Ивановы, у которых с принадлежностью к клану есть затруднения, поскольку они потомки русского купца, сын которого перешел к энцам и стал жить их традиционной жизнью.

Естественно, у энцев, ведущих кочевой образ жизни, есть разделение на мужские и женские обязанности. Однако в северных условиях совершенно нельзя себе вообразить ситуацию, чтобы в чуме были раздельные мужской и женский стол. Сложно представить себе и чтобы мужчина или женщина совсем не умели выполнять работу другого пола, потому что это залог выживаемости. Если в силу каких-то причин получалось, что на стойбище оставались два мужика, они сами делали всю женскую работу, они прекрасно умели шить или готовить. Если оставались женщины, они спокойно шли и оленей собирать, и рыбачить, и охотиться. Северная культура в этом смысле не столь радикально сексистская, как некоторые другие.
Когда энец хочет сказать «погода», используется то же самое слово, что для понятия «небо». Считается, что оно же обозначало и небесное божество, но это уже почти вышло из употребления вместе с представлениями о самих божествах. У нынешних энцев сложное отношение к идолам, которые раньше хранились в чумах. Они опасаются их хранить, считают, что не умеют с ними обращаться. Раньше же идолы обязательно передавались из поколения в поколение.

Погода же очень важна, поскольку определяет в Арктике всю жизнь. Представления о сроках времен года среди энцев немножко сдвинуты по сравнению с жителями средней полосы. Поскольку речь идет об очень северной территории, июнь на Таймыре - это все еще весна, поскольку где-то в первой декаде июня обычно начинается ледоход по Енисею. Весна, апрель – традиционное время для поездок в гости со стойбища на стойбище. С одной стороны светло, а с другой стороны, уже не так холодно (всего лишь -30 °C, а не -50 °C) и не такие сильные пурги. При этом всё еще есть снег, по которому ехать на санях намного проще, оленей можно запрягать меньше, и тянут упряжку они легче.
В отличие от таких приморских северных народов, как чукчи, энцы не славятся специфическими блюдами вроде квашеных в земле чаек. Кухня у них довольно простая: жаренная в костре или вяленая рыба, варево, которое готовится в котле «дизы». Это наваристый бульон из рыбы или мяса, куда сегодня часто закидываются также мука или рожки (так называются любые макаронные изделия). Есть, конечно, и более сложные блюда. А вот делать запасы съестного при этом не очень принято. Понятно, что если есть какое-то мясо или рыба и на улице мороз, то их заморозят. Мороз стоит бо́льшую часть года, так что это несложно. Но установки на большие заготовки совершенно нет. Ведь скоро откочуешь совсем в другое место. А новое место и новый день должны приносить пищу.

Фото: Ассоциация КМНС и ДВ, издательство "Кириллика"