Согласно исследованиям, долганы являются самым северным тюркоязычным народом в мире, который и по сей день сохранил кочевой образ жизни и старинные традиции. Этот народ с почтением относился к старикам и детям, также у долган было принято выбирать главную хозяйку поселения, а обряды и запреты помогали им выживать в суровых условиях Севера.


Как народность долганы образовались в начале XIX века благодаря объединению как минимум трех этнических групп: мигрировавших из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов), северных якутов-оленеводов и русских старожилов («затундренных крестьян», проживавших на Таймыре с XVII века).

В течение длительного времени у народа не было общего названия, они называли себя по имени рода. Само название «долган» произошло от имени одной из родовых групп северных тунгусов (долгот) и распространилось как общее лишь с начала XIX века.

В наши дни большая часть долган проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края по берегам рек Хета и Хатанга. Меньшая часть — на западе, в Авамской тундре на Енисее. Незначительное число насчитывается в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего же в России, по данным переписи 2010 года, около 8000 долган.


ДОЛГАНЫ КАК НАРОД ОБРАЗОВАЛИСЬ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Большинство долган жили в «станках» — маленьких поселках вдоль тракта, который соединял Якутию с Таймыром. Когда наступала весна, семьи собирались в кочевые группы, объединяя домашних оленей в большое стадо, которое пасли по очереди. А осенью группы снова распадались на отдельные семьи, которые до времени возвращения в станки отдельно кочевали и занимались охотой. Помимо оленеводства, традиционными занятиями долган являлись охота на дикого оленя и пушного зверя, а также рыболовство.

Всего у долган существовало четыре типа жилья. В тундре и лесотундре они сооружали переносные каркасные чумы, которые летом укрывали ровдугой (оленьими шкурами, выделанными под замшу), а зимой — теплыми меховыми шкурами. В станках долганы предпочитали жить в избах русского образца. На притоках рек они собирали голомо — жилище из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном или землей. Наиболее оригинальным жилищем долган был нартяной чум, известный как сыарга-де (мобильное жилье, установленное на больших санях-нартах). В таких своеобразных вагончиках когда-то ездили в тундру русские купцы и чиновники, и они начали продавать их местным. А те взяли на заметку весьма удобную конструкцию и соорудили для себя похожую. После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX века долганы стали проживать в поселках, застроенных типовыми домами.


КОЧУЮЩИЕ ПО
СЕВЕРУ
Долганы вплоть до XIX века сохраняли пережитки матриархата, хотя счет родства велся у них по мужской линии. Женщины поддерживали огонь, готовили еду, в их ведении находились все домашние святыни. Там, где несколько долганских семей объединялись и строили большой чум, его обитатели выбирали общую хозяйку.


МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКА БОЛЬШОГО ЧУМА
Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом и мороженом виде. Сразу после забоя животного пастухи с удовольствием съедали сырые почки и печень, а мозги предпочитали жарить. Традиционным лакомством считались молодые оленьи рога, опаленные над пламенем костра. Большой популярностью пользовался и крепкий мясной бульон. Помимо оленины, долганы ели рыбу: готовили уху, заготавливали на зиму в виде строганины (мороженая рыба, нарезанная длинными стружками) или юколы (высушенная на воздухе рыба). Летом этот продукт предпочитали употреблять в сыром или малосольном виде. Растения и ягоды почти не входили в рацион долган. Примечательно, что, несмотря на однообразный рацион, они не страдали цингой и другими видами авитаминоза.


Накормив большое семейство, женщины принимались за починку платья. Выделка шкур, а также шитье всегда считалось их обязанностью. Этому тяжелому, кропотливому труду, требующему времени и терпения, девочки учатся с детства — в период наступления полярного дня. Одежда долган была хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Севера, при этом в отличие от соседних народов у долган женский и мужской костюмы значительно отличались. У мужского верхнего платья шился длинный задний подол, что объяснялось так: когда охотник садился на холодную землю, подол заменял ему подстилку. Под верхнюю одежду надевали нагрудник, который прикрывал грудь и живот пастуха. Летом мужчины носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Женская зимняя одежда шилась из оленьих шкур, летняя была такого же кроя, но из сукна. Также женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. И мужские, и женские костюмы украшали вышивкой различных орнаментов. Каждый узор нес в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась повествованием о жизни племени или пересказом народной сказки. Обувь делали из оленьих камусов (куски шкуры с ног оленя), она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника.


Вселенная, по представлению долган, состояла из трех миров: верхнего небесного, среднего земного и нижнего подземного. Верхний мир населяли божества и добрые духи — айыы. Люди и звери жили в среднем мире, там же обитали духи-хозяева каждой местности. В нижнем мире обосновались жуткие чудовища и злые духи абаасы, которые похищали душу человека и уносили ее в подземный мир, а потом поедали его тело.

Переходить из одной части мира в другую мог только шаман с помощью бубна и обрядового костюма во время камлания — ритуальных действий. По верованиям долган, шаманы обладали уникальными способностями: они предсказывали будущее и волю божественных представителей, помогали беременным «сохранить живот», могли узнать о пропавших вещах, о причине внезапной смерти или просили у духов исцеления и благополучия. При этом сами шаманы различались по уровню владения мастерством магии: тех, кто имел удила, колотушку и специальный ритуальный костюм, называли «уостуган ойун»; певцов-врачевателей, не имеющих бубна и костюма с погремушками, звали «ырыахыт»; а «муолин ойун» называли колдунов, умеющих обращаться за помощью к духам нижнего мира.

Чтобы изготовить бубен, шаман сначала спрашивал у духов указания, из какого дерева следует сделать обечайку (обод, основу). Для этого нужно было найти дерево с дуплом (обычно это была лиственница со сломанной вершиной, растущая у воды), в сумраке которого, по мнению долган, могли обитать духи. Бубен хранили в особом чехле вместе с ритуальным облачением, в него же клали кусок оленьего жира. Колотушку обычно изготовляли из березы. С выпуклой стороны ее обшивали оленьим камусом, а с вогнутой на рукоятке вырезали изображения человеческого лица. Сильные колдуны, как правило, имели три колотушки к бубну: одну из дерева, другую из кости, третью из рога. После смерти шамана его одежду оставляли около могилы, бубен прокалывали и вешали на ближайшем дереве. Но многие «слышащие духов» считали, что после смерти они воскреснут в сыне.


УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕННОЙ И ПРОВОДНИКИ
В МИР ДУХОВ
Несмотря на то что с ХIХ века долганы официально считались православными, в их поселениях, как и раньше, продолжала главенствовать вера в существование духов и одушевленность всей природы. Так, долганы верили, что домашний олень и собака относились к людям благожелательно и были их ближайшими друзьями. По поверью, домашние олени предупреждали своих хозяев об ожидающем их неблагополучии. Например, когда олень издает носом особые звуки, он предсказывает неудачную охоту, нападение волков на стадо, опасность заблудиться. Что касается собаки, когда она лаяла во сне, она предупреждала своих хозяев о предстоящем нападении волков на оленей.


У долган существовал целый комплекс запретов, правил и обрядов, связанных с охотой и использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их и не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом, они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Например, существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с трофеем, он должен был поделить ее между всем поселком, при этом лучшие куски отдать детям и старикам, а своей семье принести то, что останется.

Предания и наставления молодому поколению долганы передавали в виде сказок и песен, которые можно разделить на лирические, любовные и длинные. Так, старейшины исполняли песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Также в фольклоре были популярны рассказы-были, пословицы и поговорки, загадки, которые очень любили и дети, и взрослые. До наших дней сохранилось множество долганских сказок о животных с элементами волшебства и наставления. В преданиях и рассказах-былях отражены старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Что касается музыки, можно выделить эпический, обрядовый, инструментальный и фоносигнальный жанры. При этом обрядовую музыку с песнопениями, возгласами и игрой на бубне могли исполнять не только шаманы во время ритуалов, этот жанр был популярен и среди остальных жителей поселка, например, во время круговых плясок в сезонные праздники.

В настоящее время долганы — один из наиболее урбанизированных народов Таймыра. После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX века этот народ начал проживать семьями в поселках, застроенных типовыми домами (двух- и четырехквартирными), и практически прекратил заниматься оленеводством. Несмотря на это, долганский фольклор сохранил свою самобытность и сегодня.


ТРАДИЦИИ И ТАНЦЫ ДОЛГАН
Фотографии на странице: Александра Марчук/GeoPhoto, Издательство "Кириллика" и Ассоциация КМНС и ДВ