«Смех витает в воздухе», — гласит старинная эскимосская поговорка. Несмотря на суровую жизнь во льдах Арктики, эскимосы — весьма дружелюбный и сплоченный народ. Их бытовая культура необычайно приспособлена к холоду и льдам. Они изобрели поворотный гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, лодку-каяк, которой не страшен шторм, снежный дом иглу и даже очки от солнца.
Эскимосы — самый северный народ мира и самый восточный народ России. Они первыми в нашей стране встречают утро нового дня.

Эскимосы — группа коренных народов, живущи х на обширных территориях — от Гренландии и Канады до Аляски и Чукотки. Считается, что слово «эскимос» произошло от индейских племен и означает «сыроед» или «жующий сырое мясо, рыбу», при этом сами себя эскимосы называют инуитами, «настоящими людьми ».

На сегодняшний день общая численность этого народа составляет около 170 тысяч человек, однако в России проживает меньше 2 тысяч эскимосов. Происхождение эскимосов до конца неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена еще в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

САМЫЙ
СЕВЕРНЫЙ
НАРОД МИРА
Суровая северная жизнь научила эскимосов жить сообществами, в которые входили жители одного поселения. Тесное сотрудничество во всем, от совместной охоты до использования бытовых предметов, помогало этим людям выживать. Например, по правилам общины, если никому из охотников долго не везло на промысле, самые богатые семьи приглашали всех поселенцев пообедать с ними. А при разделке добычи каждый поселенец брал себе определенную часть мяса, благодаря чему никто из жителей деревни не голодал. Скандалы и ссоры в поселениях запрещались, такое правило было продиктовано необходимостью мирного соседства на маленькой территории. А если кому-то вдруг захотелось выяснить бытовые вопросы, то эскимосы устраивали песенные дуэли. Интересно, что в язык ах этих народов нет ругательных слов по той же причине мирного существования.

Эскимосы жили семьями , в которых все занимались своими обязанностями. В семью входили не только муж с женой и их дети, но и ближайшие родственники.

Жилища — летние и зимние — эскимосы строили на несколько семей. Зимой они жили в иглу. Эти необычные дома в форме полусферы возводились из снежных блоков. Внутри иглу застилали, а иногда и покрывали стены шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного освещения использовались плошки-жирники. Из-за нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но сами блоки не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу из хижины. Поэтому в иглу поддерживалась комфортная для жизни человека температура. Снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо. В сильные морозы эскимосы запускали в жилища собак, которые укладывались рядом с хозяевами и согревались.



ОТНОШЕНИЕ К РОДНЫМ И СОСЕДЯМ
Летний вид жилища (яранги) был позаимствован у соседнего народа — чукчей. Конструкция дома была простой: несколько длинных шестов скреплялись вверху, а их концы упирались в землю, образовывая окружность. Затем их покрывали оленьими шкурами, сшитыми между собой в большие полотнища. С одной стороны шкуры отодвигались, образовывая проход.

Эскимосы никогда не наказывали детей, при этом мужчина мог взыскать с жены за какую-либо провинность. Если эскимос решал завести еще одну жену, то, как правило, вторая девушка нужна была для продолжения рода, при этом первая жена оставалась главной. Брачные церемонии отсутствовали. Девушка просто приходила в новый дом, взяв с собой одежду, швейные принадлежности и нож.

ВНЕШНИЙ ВИД И ОДЕЖДА ЭСКИМОСОВ
Традиционная одежда эскимосов шилась наглухо закрытой, без разрезов и застежек, из оленьих и тюленьих шкур. Повседневные мужской и женский наряды похожи на одежду северных соседей — чукчей. До конца XIX века эскимосы носили глухую одежду — кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда эскимосов стала шиться из оленьего меха.

Мужская и женская одежда выглядела примерно одинаково: длинные куртки из оленьих шкур с капюшоном, отороченные мехом песца или соболя. Традиционная эскимосская обувь — это унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки. Непромокаемую обувь шили из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочевок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.

Раньше мужчины украшали свои лица моржовыми зубами, костяными кольцами и стеклянными бусинами, протыкая перегородку носа или нижнюю губу. Не чужды эскимосам были и татуировки: мужчины набивали себе кружки в уголках рта, женщины — прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. Встречались эскимосы с татуировками и на руках, кистях и предплечьях. Что касается причесок, традиционная женская состояла из двух кос с пробором посередине, мужчины стригли волосы, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку , оставляя кружок волос вокруг нее.

Издавна главным промыслом эскимосов была охота на морского зверя, в основном это китобойный промысел. По утверждениям некоторых исследователей именно эскимосы изобрели поворотный гарпун, костяной наконечник которого отделялся от древка копья. Долгое время именно киты были основным источником пищи для эскимосов. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилось, поэтому народ стал охотиться на тюленей и моржей, но про охоту на китов , конечно же, не забыли. В настоящее время для промысла гренландского и серого кита охотникам выделяются квоты.

Помимо морской охоты , эскимосы практиковали охоту на северного оленя, горного барана и дичь с луками и стрелами. В теплое время года женщины собирали яйца крупных птиц, съедобные травы, коренья и ягоды.

Для передвижения по воде и морской охоты эскимосы пользовались кожаными лодками-каяками и веслами. Каяк — это самодельное одноместное судно с закрытым верхом, внешне напоминающее современную спортивную байдарку. Верх каяк а эскимосы полностью закрывали кожей тюленей или моржей для защиты от воды. Каркас (его делали из дерева или костей кита и моржа) полностью обтягива ли кожей, а все детали соединяли между собой с помощью китового уса. Шторм холодных морских вод и страх перевернуться эскимосам были не страшны — они с детства учились совершать так называемый «эскимосский переворот»: когда каяк переворачивается, гребец уходит под воду, затем делает резкое движение веслом и вновь оказывается на плаву. Этому приему эскимосы до сих пор учат своих детей. Существовали также лодки, способные вместить до 20 охотников или около четырех тонн груза.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках — нартах, в которые запрягали собак . А для ходьбы по снегу они придумали специальные лыжи-«ракетки», похожие на небольшие рамы с закрепл е нными концами и поперечными распорками, переплетенными кожаными ремешками. Снизу лыжи подбивали костяными пластинами. По льду эскимосы перемещались с помощью специальных шипов из кости , укрепленных на обуви.
ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
ЭСКИМОСОВ
В национальной кухне эскимосов преобладает мясо, добытое на морской или сухопутной охоте. Издавна представители этого народа считали, что именно мясной рацион дает им силы, делает их здоровыми и помогает накапливать энергию в условиях постоянного холода. Мясо эскимосы употребляли преимущественно сырое, также ели его в мороженом и вареном виде. У эскимосов существовали особые традиции, связанные с едой, которые тщательно выполнялись и помогали им выжить в суровом климате. Например, если добычей оказывался тюлень, при разделывании мяса охотники выпивали кровь и съедали кусок печени животного. По легенде, очень давно эскимосы и тюлени заключили соглашение: охотники убивают тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой для того, чтобы стать частью тела охотника. Эскимосы верили, что кровь животного, смешиваясь с их собственной, дает им прилив сил и укрепляет здоровье. Если бы охотники ослушались завета предков, то животные могли обидеться и прекратить размножаться.

Понятий «обед» или «ужин» у эскимосов не существовало, они принимали пищу тогда, когда ощущали голод. Первыми за стол всегда садились охотники, а женщины, дети и старики приступали к трапезе позже. Для поедания в первую очередь выбирали внутренности, затем съедали ребра и позвоночник, остатки мяса распределяли по поселению и замораживали .

Многие традиционные блюда эскимосы употребляют в пищу и сегодня. Стоит отметить, что некоторые деликатесы весьма опасны для других народов, так как имеют нестандартный способ приготовления и вкус. Например, «копальхен» — это сгнившее спрессованное мясо. Для приготовления берется крупное животное, например олень. Его несколько дней не кормят, чтобы очистить кишечник, а затем душат. После этого тело животного опускается в болото, через несколько месяцев достается оттуда и съедается. Как ни странно, для эскимосов, которые сотни лет употребляют в пищу сырое мясо и «копальхен», это блюдо не опасно. Более безобидным блюдом считается деликатес под названием «анллек». Способ приготовления такой: когда удавалось найти запасы мышей-полевок, собирающих в норках семена и зернышки, эскимосы их забирали, а взамен оставляли в норках немного другой еды. Найденные зернышки съедались в сыром виде или смешивались с мясом и жиром. В качестве десерта эскимосы ели «акутак» — блюдо, напоминающее мороженое. В качестве ингредиентов использовали тюлений или моржовый жир, ягоды, вод у , которые тщательно смешивали . По вкусу добавляли коренья, рыбий жир, съедобные растения.

Примечательно, что грибы эскимосы в пищу не употребляли, так как считали их ушами дьявола, с помощью которых он узнает все, что творится на земле.

ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА
Вместе с тем грибы, в том числе мухоморы, присутствовали в атрибутике эскимосских шаманов, которые использовали их в магических ритуалах. Съев запретное растение, жрец впадал в транс и мог совершать путешествия в иные миры, общаясь с духами умерших соплеменников. В каждом поселении был свой шаман, который пользовался большим уважением среди местных: ему приносили дары, просили о помощи и благополучии. Шаманы обладали даром врачевания и умели проникать в миры духов предков. При этом шаманов эскимосы не выбирали, считалось, что они рождаются с магическими способностями и показывают их, когда приходит время.

У эскимосов, как и у многих северных народов, основной религией является анимизм. Они верили в добрых и злых духов, которые обитали в окружающих их вещах, различных явлениях природы и животных. Поэтому животных эскимосы могли убивать только ради еды, а чтобы душа убитого животного не смогла отомстить охотнику, часть добычи выбрасывал и обратно в море или тундру. Д ля умиротворения духа умершего человека или животного эскимосам нужно было соблюдать определенные обычаи, ритуалы и табу.

Эскимосы верили, что всем миром правит создатель, в подчинении которого находятся различные божества. Например, богиню морских владений и животных звали Седна, она управляла и царством мертвых. Хозяин белых медведей носил имя Нану, а бога северного оленя звали Теккеицерток. Злые духи представлялись эскимосам в виде великанов , карликов либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. О т злых духов эскимосов спасали не только шаманы, но и амулеты, которыми могли быть фигурки животных, кусочки одежды скончавшихся родственников и даже собственные зубы. Амулеты вшивали в одежду, носили на голое тело и вешали на стены своих жилищ.



ШАМАНИЗМ
И РЕЛИГИЯ
ЭСКИМОСОВ
Сегодня многие основы традиционной культуры по-прежнему существуют. Современные эскимосы, несмотря на христианскую веру, остаются анимистами и продолжают отмечать праздники и совершать обряды, связанные с духами. Например, праздник кита, моржа и других животных.

Кит — главное промысловое животное эскимосов, добыча этого животного была самым важным событием для всего поселения, потому что кит — это много мяса и жира на весь год. Как начинался праздник? Накануне торжества поселение во главе со старейшиной встречало байдарку с охотниками, которые принесли хорошую весть — загарпуненного кита. Добычу разделывали прямо на берегу и тут же его ели. Во время праздника разводили ритуальный огонь, вокруг него проводились обрядовые и шаманские танцы. При этом пляски и магические ритуалы велись и днем и ночью. Считалось, что душа кита находится среди гостей праздника и ее надо развлекать. Во многих эскимосских семьях и сегодня хранятся амулеты с изображением китов.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, — морж. Когда наступал период штормов и охота на море временно прекращалась, наступало время устраивать праздник моржа. Для торжества эскимосы вытаскивали из ледника тушу животного, шаман начинал неистово бить в бубен и созывал всех жителей поселения для совместного застолья. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе, остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов — к о сатке. Она являлась покровительницей морских охотников, ее изображали на байдарах и делали амулеты с ее изображением. Согласно поверьям эскимосов, к о сатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.







СКРОМНЫЕ ПРАЗДНИКИ
И БОГАТЫЙ ФОЛЬКЛОР

Фольклор эскимосов отличается богатством жанров мифологического содержания, а также сюжетов преданий и сказок. Устное творчество они делили на «унипак» (новость, весть) и «унипамсюк» (сказка, миф, рассказ о событиях в прошлом). Самым распространенным жанром была волшебно-мифологическая сказка о чудесных похождениях героев в различных мирах: о столкновениях с гигантами и карликами, с птицами-великанами и злыми духами, с дружественными и враждебными народами, о дружбе и брачном союзе человека и животного. В основе этого жанра лежат представления о единстве человека и зверя. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, создающем и развивающем мироздание. Этот персонаж в устном творчестве был популярен у многих северных народов. С древнейших времен ворон был героем не только мифов и сказок, но также обрядовых танцев, песен, шаманских заговоров и игр.

Эскимосы и сегодня очень любят музыку и пение. Традиционные песнопения можно разделить на два вида — общественные песни, их исполняли ансамбли, и «песни для души», которые исполнялись индивидуально, но непременно в сопровождении бубна. Этот музыкальный инструмент считался священным предметом и семейной реликвией, которая переда е тся из поколения в поколение до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.







Помимо сопровождающих ритуальные праздники песнопений, эскимосы практиковали певческие дуэли. Если поединок проходил между двумя мужчинами, это означало, что они чем-то недовольны друг другом и в песне хотят выразить свои бытовые, как правило, претензии . Если дуэль происходила между женщинами, значит, песнь будет о любви, ревности или предательстве.

Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное искусство. До наших дней сохранились национальные маски, которые женщины вышивали по сыромятной коже (ровдуге) цветными сухожильными нитками. Такие маски создаются и сегодня, но уже с использованием обычных ниток. До сих пор популярн ы вышивка бисером и меховая мозаика. Эскимосские мужчины издревле занимались резьбой по моржовому клыку и кости. Они создавали фигурки, рукоятки ножей, гребешки и пряжки в виде морских животных и птиц или изображали сцены охоты и рыбалки на костях. И нельзя не упомянуть традиционные «снеговые» очки эскимосов, придуманные ими задолго до прихода исследователей в их края. Функция таких очков заключалась в защите глаз от сияния снега в дневное время. Эти очки представляли собой пластину с узкой прорезью для глаз и шнурками для прикрепления их на голове. Многие века северный народ изготавливал их из клыков моржей, костей животных, оленьих рогов или дерева.




Фотографии на странице: Издательство "Кириллика" и Ассоциация КМНС и ДВ