До 30-х годов XX века тех, кого сейчас называют эвенками, именовали тунгусами. Сейчас этот народ живет на обширной территории, простирающейся от берегов Енисея и до самого Амура и Охотского моря. Эвенки встречаются и в Якутии, и в Бурятии, и в Хабаровском крае, и в Иркутской области, и на Таймыре, и на Сахалине, и даже в Китае и Монголии.
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в стране живут более 38 000 эвенков. Их можно условно разделить на две группы: первая живет в Западной Сибири, а вторая — на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Считается, что такое разделение эвенков случилось потому, что древние кочевые племена, от которых они происходят, расселялись по территории России неравномерно. Такое разделение повлияло и на язык (существует несколько эвенкийских диалектов), и на культуру (например, у западных эвенков была традиция наносить татуировки на лицо, у восточных — нет), и на образ жизни (западные эвенки больше промышляли охотой, восточные — оленеводством). К слову, эвенки живут не только в нашей стране: около 30 тысяч представителей этого народа живут в Китае, а несколько тысяч — в Монголии.

Эвенки испокон веков вели кочевой образ жизни. В отличие от некоторых других коренных народов Севера они не только разводили оленей, но и использовали этих животных как личный транспорт — ездили на них верхом. Те группы эвенков, которые жили южнее, занимались не только оленеводством, но и разводили коней и верблюдов.
ЭВЕНКИ ЖИВУТ ОТ ЕНИСЕЯ ДО ОХОТСКОГО МОРЯ
Рыбалка также была весьма распространенным промыслом. Эвенки добывали лосося, осетра, тайменя, щуку и даже белугу, причем не только в теплое время года, но и зимой — рыбачили через проруби. Также рыба добывалась с помощью специальных ловушек и сетей, которыми перекрывались небольшие реки. Эвенки были опытными судостроителями: строили каркасные лодки и покрывали их кожей животных. Те группы, которые жили на побережьях Охотского моря и Байкала, успешно охотились на тюленей и нерп с помощью гарпунов и сетей.

Если во время охоты на каких-нибудь парнокопытных эвенкам попадался медведь, его тоже убивали, даже несмотря на то, что хозяин тайги был культовым, тотемным животным, от которого якобы произошел весь эвенкийский народ. После удачной охоты шкуру со зверя снимали, а мясо делили между участниками охоты. Четыре лапы доставались охотнику, убившему медведя: они вешались вокруг чума в качестве оберега.



СТАРОЕ НАЗВАНИЕ ЭВЕНКОВ - ТУНГУСЫ- ОТРАЖЕНО ВО МНОГИХ ТОПОНИМАХ
Как и многие другие кочевые народы Севера, эвенки строили чумы. Эвенкийский чум, или на эвенкийском языке дю (дюж), имел каркас из нескольких десятков шестов и был конической формы. Зимой сооружение покрывалось ровдугой, летом — берестой или корой лиственницы. Впрочем, различные группы эвенков строили и другие виды чумов, например крытые травой или дерном. В холодное время года чумы покрывались снегом.

В некоторых регионах эвенки заимствовали различные типы построек у других народов: у бурят — войлочную юрту, у якутов — урасу, у русских — сруб. Но традиционным эвенкийским жилищем был и остается чум. В центре непременно возводился очаг. Самое почетное (и самое теплое) место в чуме было напротив входа и предназначалось для гостей. Хозяин и хозяйка чума сидели обычно по бокам от входа.
У ЭВЕНКОВ БЫЛА СЕМИУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МИРА
Поселения разделялись на зимние и летние: зимние состояли буквально из пары чумов и располагались рядом с оленьими пастбищами, а летние стояли на реках, где много рыбы, и насчитывали до десятка чумов. Ежедневное меню эвенков включало мясо и рыбу в различных формах: копчёное мясо, вяленое мясо, вареная рыба, мороженая рыба, суп с мясом и кровью. Богатое жиром оленье молоко было одним из любимых напитков. Кроме того, перед каждым приемом пищи было принято пить чай.

Зимой при температуре ниже –50 градусов эвенки прекрасно чувствовали себя в одежде из оленьих шкур. Тепло, практично, красиво: каждую шубу украшали ровдужной бахромой, конскими и оленьими волосами, бисером. Летняя эвенкийская одежда шилась из ровдуги или сукна. Традиционные эвенкийские кафтаны располагали широкими полами, чтобы человеку было максимально удобно садиться на оленя.


Эвенки верили, что вселенная состоит из семи миров: трех небесных, трех подземных и одного земного. Согласно эвенкийским верованиям, Верхний мир, вход в который был через Полярную звезду, населяли верховные божества, духи предков и духи стихий, в Среднем мире жили люди и различные духи (например, духи-хранители), а Нижний мир принадлежал умершим и злым духам.
Между миром людей и миром духов стоял посредник — шаман. Во многих эвенкийских поселениях возводился отдельный шаманский чум, отличавшийся от других чумов своим значительным размером. В нем устраивались церемонии провожания умерших, проходили воззвания к духам об исцелении больных (считалось, что болезнь — происк одного из злых духов) или камлания об удаче на охоте.

Некоторые ученые считают, что сама конструкция шаманского чума была моделью эвенкийской вселенной. Пространство чума украшали различные фигуры из дерева или меха, символизирующие духов-помощников, которые отвечали за решение различных проблем. Шаманы умело играли на многочисленных музыкальных инструментах, например бубнах и варганах. Согласно верованиям эвенков, музыка помогала установить более прочный контакт с духами во время камлания.

По представлениям эвенков, у человека была не одна, а несколько душ: одна душа — физическое тело, вторая — душа-тень, которая постоянно сопровождает человека в течение его жизни, а третья — «душа-судьба», предначертанная свыше, которая обитает не в самом человеке, а у истоков мифической родовой реки. В то же время существует и единая душа-жизнь, которой обладают не только люди, но и животные и даже предметы.

Фото на странице: Александра Марчук/geophoto.ru, Вадим Кантор
КОНСТРУКЦИЯ ШАМАНСКОГО ЧУМА БЫЛА МОДЕЛЬЮ ВСЕЛЕННОЙ