Эвены — это сибирский тунгусо-маньчжурский народ, проживающий преимущественно в Якутии, на Чукотке и в других регионах Дальневосточного федерального округа. В 1930—1934 годах на Дальнем Востоке СССР существовал Охотско-Эвенский национальный округ, который был упразднен. Эвены — культурно богатый народ, который может похвастаться богатыми традициями и умением справляться с капризами суровой северной природы.
Изначально эвенов называли ламутами, что в буквальном переводе означает «люди моря». Эвенский язык изучен мало, поэтому исторические сведения о становлении этого народа довольно скудные. Известность эвены получили в XVII веке, когда уже полностью сформировались как этнос. Они жили на огромной территории и вели как кочевой, так и оседлый образ жизни. К традиционным занятиям эвенов относились кочевое оленеводство, мясной и пушной промысел, а также рыболовство. Особое место в жизни народа занимала охота на медведя: она была регламентирована строгими правилами и сопровождалась специальными обрядами. По случаю удачной охоты устраивали Медвежий праздник с песнями и плясками. Эвены — превосходные наездники, которые были способны справиться с большим и сильным оленем: верховую езду и мальчики, и девочки осваивали еще в раннем возрасте. Уход за оленями ложился на плечи эвенских мужчин. Мужским занятием также считалось кузнечное дело, в то время как женщины умело выделывали шкуры, шили одежду и спальные принадлежности. У эвенов были хорошо налажены торговые отношения с соседними племенами, особенно с якутами.
ЭВЕНЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ОЛЕНЕЙ ДЛЯ ЕЗДЫ
Для эвенов характерны средний рост, темные глаза и черные волосы. Они традиционно носили расшитые бисером и украшенные мехом распашные кафтаны — таты. Для женской одежды использовался яркий, сияющий на солнце, бело-голубой бисер, мужской вариант был чуть скромнее. Дополнением к кафтану служил нагрудник длиной до колен. К подолу пришивали бахрому с металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Обувь в зависимости от сезона шили из ровдуги или меха, а на голове носили облегающий расшитый бисером капор — авун. В холода надевали меховую парку и большую меховую шапку.

У эвенов было два типа традиционных жилищ: эвено-эвенкийский чум конической формы, покрытый шкурами и берестой, и чукотско-корякская яранга, похожая на цилиндр с жердями в качестве опоры. В роли двери выступала плотная занавеска, расшитая узором. Пол обычно выстилали шкурами. Современные эвены строят ураны — дома из сруба, рядом с которыми возводятся амбары.

Основой кухни эвенов всегда было мясо диких животных: как правило, его ели в вареном виде. В качестве горячего напитка употребляли заваренные кипятком цветы, плоды шиповника и сушеные листья иван-чая. В прибрежных зонах эвены, которые вели оседлый образ жизни, по большей части питались рыбой. Ее заготавливали впрок: вялили, сушили и заквашивали. В пищу также употребляли сырую и мороженую рыбу, варили уху. Община состояла из родственников и соседей. Большую роль в общественной жизни эвенов играли люди старшего поколения, знатоки и хранители традиции: даже взрослые сыновья всегда прислушивались к мнению отцов. Старейшина также играл роль организатора хозяйственной жизни общины. Несмотря на то что главенство оставалось за мужчиной, у женщин-эвенок был высокий социальный статус. По праву рождения каждый представитель народа, вне зависимости от пола, получал небольшое стадо, владение которым переходило к нему после достижения совершеннолетия. Отношение к детям у эвенов всегда было особенным: их называли «глазами» матери и «душою» отца. Юных членов общины не принято было наказывать, а гость, вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если те уже умели ходить.





ОСНОВОЙ КУХНИ ЭВЕНОВ БЫЛО МЯСО ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи и считается довольно сложным. Он насчитывает более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное. Письменности у эвенов не было до 1932 года, когда был утвержден алфавит на основе латиницы. В 1936 году была создана письменность на основе русского алфавита. У эвенов всегда был сильно развит фольклор, главные персонажи которого — животные. Каждое из них было наделено своим чертами характера: соболю приписывали хитрость, медведю — доверчивость и добродушие, волку — глупость, зайцу — трусость. В сказках часто затрагивались важные социальные темы, например взаимоотношения богатых и бедных классов. Основным музыкальным инструментом был бубен. В традиционном народном искусстве эвенов важное место занимал хороводный танец «hээдьэ», у которого был религиозно-обрядовый характер. Коллективные танцы устраивали весной и летом: они вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТАНЦЫ УСТРАИВАЛИ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ
Благодаря активной миссионерской деятельности эвены — один из самых христианизированных народов Севера. Уже в XIX веке в местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. Тексты важных молитв были изданы на эвенском языке. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов: например, рождение, брак и смерть регулировались православной традицией. В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды. Особое место занимало поклонение солнцу: ему приносили в жертву оленей. До распространения христианства был сильно развит шаманизм, который постепенно отошел на второй план, но не исчез полностью.
Например, считалось, что, если кто-то из членов общины заболел, шаман мог с помощью специального ритуала отправить злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний, загробный, мир и вернуть душу больного обратно в мир живых людей. Яркой особенностью ритуальных текстов эвенских шаманов можно назвать слова-подражания крику птиц. Шаманы также готовили из трав и ягод настойки и отвары, рецепт которых хранился в строгом секрете. Ими эвены лечили многие недуги.

Сегодня эвены остаются народом, для которого традиции и обычаи важнее современного жизненного уклада. Они до сих пор известны как искусные охотники и рыболовы, многие по-прежнему живут в традиционных чумах и занимаются теми же ремеслами, что и их далекие предки. Помимо эвенского, большинство представителей народа владеют русским и якутским языками. Эвены носят традиционную одежду и с почтением относятся к своей богатой истории.

Фото: Ассоциация КМНС и ДВ, Александра Марчук, Алекс Миловский/Geophoto.ru