Кеты — коренной народ Сибири, населяющий север Красноярского края. Название происходит от слова «кет», что переводится как «человек». Считается, что предки кетов обосновались в низовьях Енисея. К XI—XIII столетиям отдельные кетские группы ушли выше по течению реки на север, где позже объединились с эвенками, селькупами и хантами. Кеты переняли черты культуры и быта соседних народов, но при этом сохранили свою аутентичность. Так сформировалась самобытная кетская нация.
Предки современных кетов жили, по некоторым предположениям, еще в бронзовом веке на юге междуречья Оби и Енисея. Народность сформировалась в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Большинство кетов — невысокие, худощавые, с темными волосами и светлыми, голубыми или серыми, глазами. Традиционно кеты носили штаны и одежду распашного типа: летом надевали суконный халат — котлам, который у живых запахивался на левую сторону, а у умерших при похоронах — на правую. Длина такого халата у мужчин была до колен, а у женщин — до щиколоток. Зимой кеты носили бэсем — стеганую парку из беличьих шкур с мехом внутрь — или кат — меховую парку из оленьих шкур. Одежду украшали вышивкой и национальными узорами. Обязательным элементом был пояс: мужчины подпоясывались низко, короткими поясами, а женщины использовали широкие длинные пояса, которыми оборачивались несколько раз. На ноги натягивали шерстяные чулки и кожаную обувь.
ПРЕДКИ КЕТОВ ЖИЛИ В МЕЖДУРЕЧЬЕ ОБИ И ЕНИСЕЯ
И мужчины, и женщины носили платок одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли платки меховыми налобниками из беличьих хвостов: это помогало сохранить тепло, но не закрывало уши. Кроме того, зимой кеты часто носили меховой капор из оленьих или беличьих шкур.

Характерны для кетов и традиционные прически. Так, замужние женщины носили две косы, в которые вплетали различные украшения из бусин, мужчины — одну косу, девушки и юноши — косу с косоплеткой, а вдовы — распущенные волосы.

Основным занятием кетов были охота и рыболовство. Главным объектом пушного промысла считалась белка, а также горностай, соболь, дикий олень. На более северных территориях добывали песца. Вся пушнина отдавалась кетами в качестве налога — ясака — в русскую казну. Для собственных нужд оставались только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и мясо диких оленей и лосей. Особое отношение было к охоте на медведя: на него ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, который выследил зверя. По случаю удачной охоты устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь считался у кетов сакральным животным, в обличии которого приходят духи предков.

Орудием охоты, прежде всего, служили луки и стрелы, которые использовались и для самообороны. Сделанные кетами острые наконечники стрел, которые высоко ценились во всем регионе, а позже и ружейные пули, смазывались ядом из разложившегося рыбьего жира.
ТРАДИЦИОННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР КЕТОВ - СИТЦЕВЫЙ ПЛАТОК
Кеты жили родоплеменными общинами. Детей в семьях было мало, по традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями. Брачный возраст у девушек составлял 15—17 лет, у юношей — 17—19 лет.

Традиционное жилище кетов называлось кус. Оно представляло собой чум из шестов и берестяных покрышек. Жили кеты и в землянках, которые называли бан или нус. На пол жилища укладывали берестяные подстилки и пихтовые ветки, которые меняли каждые два-три дня. В центре располагался очаг — чуваш. Непременным атрибутом дома кетов были низкие столики из березы, за каждым из которых ели два-три человека. Из березы кеты делали не только мебель, но и кухонную утварь, в том числе поварешки и чайные чашки.
В КЕТСКОМ ЯЗЫКЕ НЕСКОЛЬКО СОТЕН ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Кетский язык — единственный на сегодняшний день из живых представителей енисейской языковой семьи, утерянной еще в XVIII—XIX веках. Когда-то к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края. Кетский язык считается тяжелым как для изучения, так и для понимания: в нем несколько сотен глагольных форм. Кроме того, важную роль играет интонационное ударение. Выделяют два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, они довольно существенно отличаются друг от друга. Своей письменности у кетов не было: в 30-х годах прошлого века был создан алфавит на основе латиницы, который позже был заменен на кириллический. Сегодня кетским языком владеет примерно 30% представителей этой народности, но на регулярной основе его используют лишь полтора процента населения.
Как и многие другие народы Западной Сибири, кеты одушевляли окружающий мир, считая его живым. Кеты делили мир на верхний, где обитало верховное божество Есь, нижний, где жили люди, и подземный со злыми духами. Шаманы обычно не только совершали похоронные и свадебные обряды, но и играли роль целителей. Себя же кеты считали пришельцами со звезд, из-за этого они украшали свою одежду соответствующими небесными символами.

Сегодня численность народа не превышает 1000 человек. Большая часть современных кетов проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1000 км Туруханском районе. Во времена СССР большая часть представителей этого народа ассимилировалась или покинула родные края, но до сих пор остаются населенные пункты, где преобладают кеты: например, поселения Мадуйка, Келлог и Суломай.

Фото на странице: Андрей Рудаков (предоставлено Ассоциацией КМНСиДВ и издательским центром "Кириллика")