Около 3000 лет назад в степях Южного Урала жили древние угры. Народ занимался скотоводством и земледелием, разводил коней и говорил на одном языке. В какой-то момент угорская общность разделилась надвое. Во время Великого переселения народов одна часть угров начала вести кочевой образ жизни и стала все больше уходить на запад, в конце концов обосновавшись на Дунае, а другая начала свой долгий путь на север.
Именно те угорские переселенцы и стали предками современных венгров — на западе, а хантов и манси — в Югре (Ханты-Мансийском автономном округе), на севере современной Свердловской области, на северо-востоке Пермского края и на Ямале.

Само слово «манси» — этноним, родственный венгерскому самоназванию «magyar». По поводу значения слова «манси» существует несколько версий. Согласно первой, в буквальном переводе это слово означает «человек», «люди», а вторая гласит, что «манси» — это «маленький народ». Впрочем, до 30-х годов XX века слово «манси» использовалось только самими мансийцами, а другие народы, в том числе и русские, называли этих жителей Севера гогуличами, вогуличами или вогулами. Некоторые ученые считают, что такое название происходит из коми-зырянского языка и обозначает человека небольшого роста с косматыми волосами.

Древние угры, позже ставшие хантами и манси, во время своего передвижения из степных краев на север смешивались с уральскими племенами. Обычаи и традиции кочевников-скотоводов изменялись под влиянием обычаев и традиций таежных рыболовов и охотников. Двухкомпонентность сохраняется в мансийской культуре и традициях до сих пор, в мансийском языке даже существует три числа существительного: единственное, двойственное и множественное.
МАНСИ - РОДСТВЕННИКИ ВЕНГРОВ
У манси двойная структура общественного деления. Все общество разделяется на две фратрии (совокупности нескольких родов), которые отличаются происхождением, мифологией и традициями, но в то же время мирно сосуществуют в рамках единого этноса. Угры, пришедшие из степей, принадлежали фратрии Мось, а выходцы из уральских племен — фратрии Пор. Мансийские предания гласят, что прародителем фратрии Пор был медведь, а прародительницей фратрии Мось — женщина по имени Калтащ, которая могла превращаться в зайца, бабочку или гуся. Браки заключались только между людьми из противоположных фратрий: мужчины из фратрии Пор имели право брать в жены исключительно женщин Морь, и наоборот.

Несмотря на то что медведь был тотемным животным, манси все равно устраивали на хозяина тайги охоту. Охотники верили, что удача зависит не только от их мастерства, ловкости и силы, но и во многом от того, насколько они готовы следовать традиционным обычаям.

В селениях регулярно устраивали обрядовые медвежьи праздники. Шкуру зверя укладывали на почетное место в обрядовой позе, то есть с головой, положенной на вытянутые лапы, перед ним ставили вкусные яства и подарки. Хозяин тайги был самым почетным гостем на празднестве, которое длилось несколько дней: при убийстве медведицы — четыре, а при убийстве медведя — пять. Впрочем, на празднике подавалось не только медвежье мясо, но и другие традиционные блюда: рыба, оленина, по сезону — ягоды.
У МАНСИ ДВОЙНАЯ СТРУКТУРА ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА
На языке манси поселение называется «павыл», но в русском языке прижилось искаженное слово «пауль». Паули стояли на берегах рек и состояли из домов-срубов, в каждом из которых стоял чувал — открытый очаг из обмазанных глиной жердей. Для общественных собраний существовал отдельный дом. Паули у манси были как постоянными, так и временными, в которые этот народ переселялся во время промысла. Временные паули состояли из чумов, крытых берестой или шкурами — у манси-оленеводов.

Звериные шкуры использовались не только для сакральных церемоний вроде медвежьих праздников и не только как неотъемлемый элемент при постройке чума, но и в качестве материала для одежды и обуви, как и у многих других северных народов. Например, из шкуры оленя мансийские мастерицы до сих пор изготавливают традиционную женскую двойную распашную шубу — ягушку, которая затем богато украшается бисером и сукном с орнаментом. Чтобы смастерить хорошую ягушку, мастерице иногда требуется целый год, а то и два.

У мужчин традиционная зимняя одежда носит название малица или гусь — это длинная оленья шуба. Традиционная зимняя обувь манси — также сшитые из оленьих шкур сапоги: уледи — мехом внутрь, няры — мехом наружу. Летом же в обиходе у манси встречаются в основном цельнокроеные поршни — простая кожаная обувь.
СОГЛАСНО МИФОЛОГИИ МАНСИ, ЗЕМЛЮ СОЗДАЛА ГАГАРА
Согласно мифологии манси, землю создала птица-гагара, которая подняла со дна океана кусок глины. Конкретная модель мира у манси отличается в зависимости от региона, в котором проживает та или иная группа этого народа. Северные манси считают, что у Вселенной есть три слоя: Верхний мир, Средний мир и Нижний (подземный) мир. Ляпинские, лозвинские и верхнесосьвинские манси считают, что Вселенная делится не на три, а на семь миров, но общая структура также делится на Верхний, Средний и Нижний мир, просто в Верхнем и Нижнем мире по три слоя.

Верхний мир — небо, среда обитания богов. Те боги, которые находятся ближе к земле, чаще внимают людским просьбам и мольбам. Нижний мир — мир смерти и мертвых, а Средний мир — это среда обитания простых людей и добрых духов-покровителей (на языке манси — пупыг). Пупыги разделяются на семейных, покровительствующих конкретному дому, и на общественных, охраняющих целый пауль.
Домашние святилища были неизменным атрибутом жилища. В срубах на полках располагались сакральные предметы: изображения духов-покровителей и приношения для них, музыкальные инструменты (например, шаманские бубны), церемониальная атрибутика, шкуры убитых зверей.

Особое место в домашних святилищах занимали иттерма — антропоморфные изображения умерших родственников. Они изготавливались из дерева, ткани или металла, а в грудь кукле обязательно вставлялась монета — солярный символ. С иттерма было принято обращаться как с живыми, ведь именно из этих идолов, согласно традиционным верованиям манси, душа умершего родственника рано или поздно реинкарнируется в тело новорожденного младенца.

Фотографии на странице: Ирина Порунова, Владимир Вахрушев и другие (предоставлены издстельством "Кириллика" и Ассоциацией КМНС и ДВ)
У МАНСИ ДВОЙНАЯ СТРУКТУРА ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА