40 000 ненцев живут на севере Европы и Азии от Кольского полуострова до Таймыра. Эти кочевники обладают комплектом уникальных технологий выживания и комфортно себя чувствуют при температуре от 25 до минус 45 по Цельсию. На одном только полуострове Ямал сегодня ненцы выпасают свыше полумиллиона домашних оленей.
Ненцы знают тайну подземной цивилизации. Согласно легендам этого народа, когда далекие предки пришли на берега Северного океана, здесь жил народ очень невысоких людей, которых сами ненцы называют «сииртя». Сииртя знали горное дело и умели делать орудия из металла.

Когда ненцев и оленей стало слишком много — сииртя ушли в подземное царство, вход в которое надежно спрятан от всех остальных людей. В подземном царстве они пасут мамонтов. И остались в тундре одни только ненцы.

Ученые считают, что сииртя не вымысел. Наиболее вероятная версия происхождения народа ненцев такова — их предки-земледельцы пришли в тундру с юга не очень давно, а ненецким навыкам оленеводства, точно, несколько десятков тысяч лет. Очевидно, сииртя не под землю
спрятались, а среди ненцев. Породнились, научили как жить в Арктике.
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ У «ПОДЗЕМНЫХ ЛЮДЕЙ»?
Жизнь оленевода — ежедневный тяжелый труд. И женщины ненцев приняли на себя часть этого труда. «Женским» считается у этого народа вся забота о домашнем уюте, одежде и детях.

Но в условиях тундры эта забота вовсе не ограничивается штопкой-стиркой-готовкой. Ненецкие дамы отвечают за установку, разборку, погрузку кочевого дома — большого чума. У каждой семьи, как минимум два таких чума.

Женщины ищут и рубят дрова для очага, готовят еду, обрабатывают шкуры убитых оленей, кроят и шьют из них одежду.

Девочки с десяти лет, обычно уже имеют собственные поручения в хозяйстве. Пока сыновья с отцами занимаются стадом оленей, девочки управляют передними нартами-санями обоза, а на
остановках занимаются младшими детьми.

Вся жизнь ненца посвящена работе по уходу за оленями, и олень платит ненцу за это. Все части оленя используются без остатка. В продажу или еду идут мясо, шкура, субпродукты и даже рога.

Более того — молодые рога — «панты» и являются самым дорогим продуктом оленеводства. В обожженном виде — это главный деликатес ненецкой семьи, а фармацевтические компании приобретают эти рога по цене до 15−16 долларов за килограмм. Из них производят разные лекарства, например иммуностимулятор пантакрин.
ПЕРЕДНИМИ ОЛЕНЯМИ, НА САМОМ ДЕЛЕ, ОБЫЧНО УПРАВЛЯЮТ ДЕВОЧКИ
Ненцы настолько эффективные оленеводы, что в некоторых районах их проживания уже не хватает пастбищ, чтобы прокормить стада оленей. Ненцы с удовольствием расширяют диапазон своей работы.

Они перегоняют стада на восток российской Арктики, чтобы не только получить новые пространства, но и научить оленеводов других национальностей актуальным приемам ведения хозяйства.

При нехватке пастбищ, ряд ненецких хозяйств сами приняли решение осваивать современную технологию «изгородного оленеводства». Олени, при этой технологии меньше подвержены заболеваниям, передающимся от диких собратьев, меньше страдают от хищников.
АРКТИКА ПРИУЧИЛА СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА И КООРДИНИРОВАТЬ
ДЕЙСТВИЯ
Выжить и добиваться успеха в тундре ненцам помогает твердое соблюдение правил и координация действий между родами и семьями.

Высокая степень организованности привела к тому, что именно у ненцев на территориях, раньше, чем у других народов, решаются задачи защиты прав и экономических интересов коренных.

Ненцы тесно работают с органами государственной власти по охране природы на своей территории, а значит вовремя получают возмещение убытков при загрязнениях их пастбищ.
А ненцы европейской части России под руководством президента ассоциации «Ясавэй» Юрия Хатанзейского, самостоятельно провели подробную перепись ненцев, чтобы снять все вопросы
государственных органов на тему кого считать коренным населением при распределении квот на добычу биоресурсов и получение других преференций от государства.

Благодаря развитию оленеводства развивается и ненецкий язык — профессиональный язык оленеводов. Ряд молодых ненецких ученых активно адаптируют богатое ненецкое народное устное творчество к современным форматам. Издаются книги, учебники, мультфильмы и снимаются фильмы на ненецком языке.

Некоторые ненецкие литераторы совмещают творчество с общественной деятельностью по сохранению культуры своего народа. Одним из таких молодых литераторов является, например, исполнительный директор Российской Ассоциации коренных народов Семен Вануйто.
У ненцев не очень много праздников, это связано с тем, что у оленей не бывает выходных и заниматься стадом нужно ежедневно. Ненцы умеют превращать в праздник любую поездку по тундре. Они отправляются в путь практически без припасов, так как знают, что в каждом встречном чуме их покормят.

Приезд гостей это и есть ненецкий праздник — в тундре ведь мало людей, а гости расскажут новости и послушают новости хозяев. Раньше главным праздником у ненцев был Новый год. На местных диалектах он называется Едэй По или сыра ер’яля («Середина зимы»). Его встречают 7 января — в день, когда солнце впервые полностью показывается над горизонтом после полярной ночи. В этот день семьи многих ненцев подкочевывали к священным местам, где совершались ритуалы и богов просили о снисходительности к оленям и людям в предстоящем году.

Но сегодня самыми главными массовыми стали День оленевода (на Ямале) и Сямянхат Мерета (в НАО). Это, в первую очередь, зрелищные гонки на оленях и состязания в национальных видах спорта — метании тынзяна (ненецкого аркана), прыжкам через нарты, стрельбе из лука, национальной борьбе и другим видам спорта.

Ну, а кроме того, на этих праздниках ненецкие дамы показываются в новых нарядах, мужчины встречаются после полугодовой работы. Чтобы обсудить дела и новые модели снегоходов, общины выставляют на продажу деликатесы и изделия из оленьих шкур, национальную одежду, сувениры и произведения искусства местных мастеров.
ВАСИЛИЙ ЯР:
«ТЕПЕРЬ У НЕНЦЕВ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ПРАЗДНИКОВ»
Эти праздники проводятся весной, но до ледохода, чтобы ненцы смогли перейдя реки вернуться в свои родные места. Когда ненцы возвращаются в родные стойбища или в родные тундры, они начинают ждать следующий праздник — небольшой семейный, но любимый праздник детей — «Харна яля» Варӈэ' яля — Вороний день.

В апреле в тундру прилетают вороны и приносят с собой весну. Раньше праздник был просто ритуальным днем, когда ненцы радовались, что стадо пережило зиму и оленям легче находить корм. А теперь праздник весь оброс веселыми и интересными традициями. Вот посмотрите как празднуют Вороний день жители поселка Нельмин Нос, который расположился на самом берегу Ледовитого океана. Этот репортаж сделан корреспондентами любимого европейскими ненцами сайта Чумотека. Сразу после Дня ворона многие ненцы начинают весенние перекочевки со стадами.

В последние сто лет праздниками у народа ненцев стали считаться их сезонные промысловые дни. Это дни, когда должны делаться определенные оленеводческие или хозяйственные работы. Многих веселит, что все эти ненецкие праздники названы именами православных святых. Но
ничего удивительного нет — практичные ненцы, приспособили русский календарь под свои нужды.
— Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к местам отела оленей);
 — Николя яля (начало ледохода);
 — Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
 — Ильин яля (середина лета), а у европейских ненцев он уже стал популярен как День Оленя — профессиональный праздник оленеводов Ненецкого Автономного округа.;
 — Успенье яля (убой оленей на малицы);

Вообще же ненцы становятся все более современным народом, поэтому неудивительно уже попасть на празднование Хэллоуина в поселковом клубе или встретить в тундре нарты нагруженные подарками на 8-е марта.
ИТАК, СОВРЕМЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ НЕНЦЕВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ
Язык ненцев относятся к самодийской языковой группе, вместе с языками родственных им народов — нганасан, энцев и селькупов. Самая распространенная среди ученых версия гласит, что общие предки всех этих народов жили в Южной Сибири, но во время прохождения нескольких
волн «Великого переселения народов» посчитали за лучшее уйти подальше на Север и добрались, таким образом, до самого Ледовитого океана.

К периоду первых контактов с русскими, ненцы уже расселились на своих нынешних территориях и переживали период появления своей собственной аристократии. Аристократия сразу крепко подружилась с представителями московского царя и в дальнейшем тундру и север тайги часто потрясали восстания простых ненцев против поборов жадных до прибыли чиновников и местных князьков. Наиболее известно восстание ненецкой бедноты под руководством Вавле Ненянга, которому недавно поставлен памятник на родине — в Тазовской тундре.
Во времена сталинского раскулачивания и ускоренной коллективизации, тоже происходили регулярные вооруженные столкновения групп ненцев с красноармейцами. Собрания недовольных, известные как «мандалада» были, в основном, бескровными. Даже часть предводителей этих антисоветских выступлений остались после окончания восстания на свободе, что удивительно для сталинской эпохи.

Летом 1943 года отряд НКВД прибыл к месту стоянки активистов «мандалады» и окружил их. Нужно отметить, что ненцы-активисты «мандалады» в количестве 42 человек показали себя пусть плохо подготовленными, но смелыми и решительными противниками.

Шесть из них погибли, и финальный бой «мандалады» прекратился только после предложения начальника отряда НКВД остановить бессмысленное самоубийственное сопротивление. 38 участников были арестованы и получили различные сроки в лагерях.
Несмотря на эти антисоветские выступления, основная масса ненцев уже ощущали себя советскими людьми и видели перспективы в строительстве нового общества. С началом Великой Отечественной Войны более 6000 ненцев вступили в формировавшиеся «оленно-лыжные батальоны», которые обеспечивали доставку боеприпасов и вывоз раненых на Карельском и Северном фронтах. Вклад в Победу над фашистской Германией ненецкий народ внес подвигом разведчиков, санитаров, оленно-лыжных десантов.

За всю историю Второй Мировой Войны нигде не был так посрамлен Вермахт, как в боях за Заполярье. С 1941 по 1944 год немцам удалось продвинуться на 30 километров вглубь советской территории, а после этого они были отброшены в Норвегию.

После войны трудолюбивые и верные традициям ненецкие оленеводы восстановили и преумножили оленьи стада, а с 1990 года получили возможность заняться восстановлением своей культуры, языка и традиционных методов хозяйствования. Появились крупные общественные организации «Ясавэй» и «Ямал-потомкам», крупнейшую российскую организацию коренных народов — RAIPON последовательно возглавили ненцы Сергей Харючи и Григорий Ледков.
Именно эти люди заложили основы законодательного обеспечения прав коренных малочисленных народов в России и сегодня системно приводят законодательство о правах КМНС в соответствие с Конституцией и требованиями национальной политики страны.

Современный ненецкий этнос активно развивается. Уже в 90-х годах 20 века ненцы были поголовно грамотными. Среди них сегодня один из самых высоких по стране процент людей, имеющих среднее специальное образование. Очень много ненцев — успешных ветеринарных врачей, фельдшеров и зоотехников. Сегодня ненецкая цивилизация переживает очередной скачок в развитии. Усилиями региональных и федеральных властей, руководителей общин и этнокультурных объединений
оленеводческие бригады, семьи, стойбища во всех уголках тундры и тайги получают спутниковую или мобильную связь, а также скоростной интернет.

Теперь о техногенных загрязнениях или других происшествиях на землях ненцев сигналы стали поступать очень быстро. Ненцы, и без того,
являвшиеся Хранителями своего сектора Арктики, теперь получили возможность охранять своё родное пространство еще лучше.