«Направившись на север, мы все отдалялись от края леса и шли по чистой тундре […]. Дрова возили с собой и сильно экономили. Разводили огонь только три раза в день во время стоянок и два раза (утром и вечером) во время кочевок. Приходилось удивляться железному здоровью нганасанов: в чумах они сидели в легкой домашней одежде, женщины занимались шитьем; мало того, маленькие дети сидели совершенно голыми на руках у родителей или ползали по полу» - писал в 1940 году Андрей Попов.
На самом севере Евразии, за Северным полярным кругом, в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, проживает коренной народ Сибири, называемый нганасанами.

Предками нганасан могли быть древние юкагиры, смешавшиеся позднее с тунгусскими и самодийскими племенами. Сами себя они называли народом «ня» или «ася», но в русских источниках нганасанов упоминают по-разному: «тавги», «тавские, авамские, асинские, вадеевские самоеды», «тавгинские тунгусы», «асинцы». Первый исследователь Таймыра Александр Миддендорф утверждал: «Русские называли их также дикой ордой. […] Этих самоедов называли «дикими», вероятно потому, что они противились крещению, мало сходились с поселенцами и, сознавая свое богатство и независимость, действовали самостоятельно» (1877 год).
ПРЕДКАМИ НГАНАСАН МОГЛИ БЫТЬ ДРЕВНИЕ ЮКАГИРЫ
Впервые о нганасанах упоминается в ясачной книге Мангазейского уезда за 1618 год. Во время освоения Сибири было зафиксировано несколько восстаний нганасан: в 1666 году они убили более 30 служивых людей и нескольких тунгусов, в 1683 году на озере Ессей погибло 11 служивых и промышленных людей. Последнее восстание произошло в начале XVIII века.

Нганасаны часто воевали с соседями за угодья, но в итоге вынуждены были мигрировать на необжитые северные территории. Таким образом, к середине XVIII века они разделились на два племени — авамских самоедов (западных) и вадеевских самоедов (восточных).

Авамцы кочевали по правому берегу Енисея и по реке Авам, ясак платили в Авамское зимовье (ныне поселок Усть-Авам). По воспоминаниям Миддендорфа, это был «расторопный, веселый, добродушный народ, особенно молодежь, […] авамские самоеды считаются не только самым богатым из всех самоедских племен, но и самым искусным, потому что они сами ковали даже наконечники для своих копий, а на глубоком севере это искусство имеет большое значение».

Вадеевские самоеды селились к востоку от авамцев. В своих кочевках они доходили до северных берегов озера Таймыр и даже до реки Нижней Таймыры. Но к океану ходить боялись, потому что «там бродят белые медведи целыми стадами». Русские их «называли тавгынскими (авамскими) тунгусами, сами они называли себя асями» , писал Миддендорф.
НГАНАСАНЫ ДЕЛИЛИСЬ НА АВАМСКИХ И ВАДЕЕВСКИХ
Нганасаны не имели фамилий. Каждое племя делилось на роды, которыми управляли «князцы», собиравшие ясак и общавшиеся с русскими властями. Именно вадеевский князец Тойчум с одним из родственников сопровождал Миддендорфа в глубь Таймыра. Ученый подружился с ним и всегда называл его не иначе, как «мой приятель Тойчум».

В конце XIX века возник обособленный от обоих племен богатый род Око (яроцкие нганасаны). Основал его долганин по имени Око, поселившийся у нганасанов. Из его потомков и образовался отдельный род.

Все нганасаны говорили на тавгийском языке, но на разных диалектах — авамском или вадеевском.
УПОТРЕБЛЯТЬ ОЛЕНИНУ СЛЕДОВАЛО, СОБЛЮДАЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА
Нганасаны вели кочевой образ жизни. Мужчины занимались охотой и рыболовством. Стадное оленеводство нганасаны переняли у ненцев только концу XIX века. До этого домашних оленей использовали как вьючных животных и для верховой езды. Ими дорожили, резали только в самой крайней нужде. До сих пор в нганасанском языке существует больше 20 слов для обозначения оленей.

Дикого оленя добывали либо «поколками» — закалывая его с кожаной лодки копьями во время переправы стада через реку, либо загоняя в сети из ремней, растянутых клином. Вместо ремней часто использовали белые «махавки» из крыльев куропаток, которые привязывали к воткнутым в землю двум рядам палок. При этом женщины не могли прикасаться к оружию и снаряжению мужчин.
Употреблять оленину следовало, соблюдая правила. «Признается за грех варить голову убитого оленя или не откидывать глаз его далеко за себя, через плечо. Если уши не съедаются тотчас же, то их необходимо отбрасывать таким же образом или съедать уже впоследствии […], есть убитых животных собаки не смеют, волки же и лисицы могут» (Миддендорф, 1877 год).

Все бытовые заботы: шитье, приготовление пищи, уход за детьми, разборка и сборка чума — были обязанностью женщин. В отличие от других народов к женщинам нганасаны относились бережно. Дочь считалась драгоценным даром семьи — выдавая ее замуж, родители получали богатый калым. Так, например, старший сын долганина Око заплатил за невесту из авамских самоедов далеко не самую высокую цену, всего 16 песцов, 2 волков, 40 оленей, шкуры для чума, несколько котлов и кухонные принадлежности. На оленей надевали нарядную упряжь, которую использовали вторично только на похоронах ее владельца. При этом браки у нганасан всегда заключались только по обоюдному желанию молодых.
У нганасан разрешалось многоженство, но браки внутри одного рода были запрещены в течение трех поколений. Одна жена, как правило, всегда находилась при муже, занималась хозяйством, остальных он часто отправлял на работы в наем под проценты к кому-либо из соседей. Таким образом, муж получал деньги по процентам от найма, а жена приносила в дом свой заработок.

Кочевая жизнь нганасанов закончилась с приходом советской власти. В 1925 году нганасанские роды преобразовали в родовые советы, а «князцов» назначили их «председателями». Затем в 1931 году их вновь преобразовали, но уже в сельские советы. Начались коллективизация коренных жителей и принуждение к оседлой жизни в колхозах. В это же время советские лингвисты объединили всех авамских, вадеевских и яроцких самоедов в «нганасан», что в переводе означало «человек», «люди».

Этнограф А. Попов вспоминал, как летом 1937 года на собрании он впервые прочитал нганасанам устав производственной артели и провел беседу о сталинской конституции, а во время выборов в Верховный Совет СССР переводил им выступления городских политагитаторов.

Всех нганасан поселили в поселках Усть-Авам, Волочанка и Новая, где сегодня и проживает большая часть этого народа. Всего в России зарегистрировано 862 нганасана, из них полукочевой образ жизни сохранили только около 100 человек.

К концу 70-х годов домашнее оленеводство у нганасан почти прекратилось. Основным занятием стала охота на дикого оленя и пушного зверя, а также рыболовство. Этот тип хозяйства сохраняется и сейчас — мужчины занимаются промыслом, женщины работают в поселковых мастерских, изготавливают меховую одежду и сувениры.
НГАНАСАНЫ ОБЛАДАЮТ БОГАТЫМ ПЕСЕННЫМ ФОЛЬКЛОРОМ
В настоящее время нганасаны практически не ассимилируются с другими народами, хотя межнациональные браки распространены. Однако дети, рожденные в них, как правило, считаются нганасанами.

Люди этого народа до сих пор используют национальный язык и сохраняют собственную богатейшую культуру. Сегодня нганасанский фольклор, записанный этнографами за 100 лет изучения, насчитывает свыше 1500 страниц машинописного текста — героические поэмы о богатырях; сказки, сказания о животных и птицах, загадки, поговорки и т. д.

Нганасаны сохранили несколько национальных праздников, которые отмечают до сих пор. Например, Праздник Чистого чума (Мадуся) символизирует окончание полярной ночи. Его отмечают в конце января — начале февраля, когда солнце вновь появляется над горизонтом после долгой ночи. Нганасаны устанавливают большой чистый чум, в котором несколько дней подряд камлает шаман, прогоняя злых духов и призывая добрых. На звуки шаманского бубна к чуму собираются жители поселка, танцуют и устраивают игры. Все это действо должно призвать удачу и достаток нганасанам на целый год вперед.

В поселке Волочанка во время летнего солнцестояния ежегодно проводится праздник Аны'о-дялы (Большой день), когда нганасаны устраивают веселые игры и спортивные состязания.

Нганасаны обладают огромным песенным фольклором — есть песни-иносказания, личные, застольные, детские песни, колыбельные для укачивания детей, частушки и др. Сегодня эта часть культурного наследия нганасанов сохраняется в поселках Волочанка, Усть-Авам, в городе Дудинке учреждениями культуры и местными властями на самом разном уровне, пропагандируется молодежными коллективами кружка нганасанской песни «Хендир» и ансамбля «Дентадиэ». Однако традиционное песенное творчество, по мнению специалистов, сохраняется только в репертуаре нганасан старшего поколения.

Фото: Ассоциация КМНС и ДВ, издательство "Кириллика"