На протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Существует три вида резьбы по кости:гладкая, рельефная и сквозная.

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесенному рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объемная резьба предполагает создание изделий более сложных, трехмерных, составляющих целые скульптурные группы.

Для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной резьбы, ее также называют резьбой по кости в проем.
Изделия из кости крупных животных с выполненной ажурной резьбой сравнимы с украшениями и предметами обихода из драгоценных металлов. Стоимость материала и качество аккуратно выполненной работы ставят поделки в один ряд с ценными произведениями искусства.

Для резьбы по кости используются такие благородные разновидности этого материала, как бивень мамонта, бивень слона, зуб кашалота, клык моржа, скелетная кость кита, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная кость).
КОСТОРЕЗНОЕ МАСТЕРСТВО - ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ВИДОВ ИСКУССТВА
Для обработки и резьбы кости используются круглопильный станок со сменными дисками, шлифовальный, токарный агрегаты. Для художественной части — медицинская бормашина, ручной лобзик для тонких работ, полировальный станок.

В России этот вид искусства распространен в основном в северных регионах: в Архангельской области (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецком автономном округе (ямальская резная кость), городе Тобольске (тобольская резная кость), Якутии и на Чукотке (чукотская резная кость).
"В своих работах мы применяем различные местные материалы - бивень мамонта, рога лося и оленя, металл, кожа и дерево. Материал покупаем в основном у оленеводов. Мы работаем в технике объемной и рельефной резьбы, гравировки и инкрустации. Перед тем как приступить к работе, продумываем тему произведения, его художественное оформление, подачу, все тончайшие детали. Все это в единой гармоничной композиции становится уникальным творением, которое способно надолго завоевать внимание зрителя" - рассказывают мастера-косторезы Виктор и Инна Ядне. Читать подробнее
Работы косторезов Виктора и Инны Ядне