Дмитрий Гусев - выпускник Российской Академии Живописи Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова, лауреат множества творческих конкурсов, автор художественно-исследовательских проектов, посвященных национальным традициям разных народов и уникальным природным объектам разных регионов России.
- Дмитрий, как начался Ваш проект "Поморье"?

- Сначала я жил в Кандалакше, потом в Умбе и Варзуге. Места изумительные по красоте, удивительные виды, ни с чем не сравнимые. Потом отправился в Умбу. Умба — это крупный поселок на берегу моря, стоит он на порожистой реке. Я жил в семье, в большом доме, по вечерам, после этюдов меня учили готовить семгу всеми способами, попробовал во всех видах, теперь с гордостью рассказываю, хотя все секреты храню, обещал, не поймут. Вообще люди здесь действительно невероятные, иногда нарочно ищу их, иногда судьба и обстоятельства сами дарят мне такие встречи. Поморье - второй крупный проект в моем творчестве. Он выразился в более чем 10 длительных поездках по Архангельской, Вологодской, Мурманской областях, Карелии, сборе материала, этюдов, зарисовок. Итогом стало около 30 картин, и защита дипломной работы на эту тему. Поморье - суровый край. Это "Русь изначальная", дремучая первозданная природа с ее сизыми отесанными временем камнями, с ее приливами и отливами, с ее необозримыми горизонтами и вольным прохладным ветром, зовущим за собой. Это край русского духа и веры, сохранивший поныне простой, честный и закаленный характер помора. Не с первого взгляда раскрывается для взора красота души Поморья, не сразу понимаешь величие ее тишины и простоты.

- Вы помните, что послужило выбором именно этого направления?

- Наши родные места, наша уникальная природа побуждают к этому, вдохновляет исследовать и узнавать, путешествовать и созидать, сеять добро, понимание и любовь ко всему окружающему. Всё это побудило и меня искать, запечатлевать, изображать, переносить на холст, пытаясь уловить тонкие нюансы и ни с нечем не сравнимые образы, типажи, всё то, что можно назвать одним словом – «Завет». Ведь сама природа, несет некое назидание в простоте и величественности, в стремлении познавать и возделывать. И люди, рожденные на такой земле, воспитанные ее традициями и обычаями, дают будущим поколениям образ завета праведной жизни.

Мне, как художнику, как исследователю и неравнодушному человеку, хотелось изобразить главные заповедные, почти нетронутые места. Мне уже довелось бывать и работать в Саяно-Шушенском заповеднике, Ергаках, заповеднике «Cтолбы», Путоранском заповеднике и «Большом Арктическом». А еще меня тянет и влечет быт и обычаи староверов, их нравы, их характеры, судьбы. Хочу поездить по их деревням на среднем течении Енисея, и, если позволят, остаться, пожить и поработать в Старообрядческом монастыре за Енисейском. Увидеть душу народа, характер и суть Русской Земли, Заповедной Сибири – вот главная моя задача сейчас как человека, как исследователя, а как художника – рассказать об увиденном языком своей живописи, показать людям всё многообразие и всю глубину души родной страны.

- Ваша первая работа. Какая она? О чем она и что значила для вас?

- У меня к Северу я бы сказал, некая иррациональная тяга. Первые работы я писал в Карелии, затем были Соловки, Мурманская область, а дальше Таймыр – Дудинка, Диксон, плато Путорана, Таймырский заповедник. Я был на Таймыре четыре раза, в общей сложности провёл здесь около восьми месяцев.

- Написание картин — это для вас хобби или работа?

- Я считаю, что живопись должна быть не только красивой (картина на то и картина, чтобы говорить языком красок, языком красоты), но и информативной. Через неё важно что-то рассказать, показать людям. Просветительская работа здесь второе крыло. Я чаще всего езжу по заповедным территориям и понимаю, насколько мало многие другие люди знают и видят. Пожалуй, им известно только 15-20% того, что происходит в нашей стране на самом деле. Существует параллельная реальность параллельная Россия, которая живёт своей жизнью, и об этом мало кто знает. Об этом хочется рассказать. Есть другие силы в нашей стране, которые и не задействованы, и не осознаны, и не рассказаны.

- Где Вы находите вдохновение?

- Не сразу открывается загадка и красота души края, не сразу понимаешь его величие, полное тишины и простоты. Но когда сможешь наконец вдохнуть и ощутить этот дух, этот воздух, чувство спокойствия и умиротворения уже не покидает тебя. Хочется быть хоть чуть-чуть сопричастным с этой многовековой историей, с традициями; в своем творчестве, в своих работах остановить ход времени, запечатлев вечность тишины.

- В каком жанре Ваши работы?

- Я работаю в различных жанрах, но наиболее важными остаются портрет и пейзаж, которые наиболее полно отражают авторские поиски, желание глубже и тоньше понять Родную Землю и людей, населяющих её, со всеми их особенностям, характерами, такими разными и при этом такими неповторимыми.

- В какой атмосфере предпочитаете работать?

- Предпочитаю быть в отдалении, один на один с природой.

- Почему Север - основная тема ваших работ?

- Это суровые места, но очень чуткие и ранимые. Даже след от человеческой стопы остается на ягеле несколько лет. Полная тишина, только водопад шумит и изредка слышны обвалы. Ночью обвалы вообще завораживают – в камнях очень много кварца, и при падении они ударяются друг об друга, загораясь искрами. Впечатление, будто по горам проходят электрические молнии. Здесь почти не чувствуешь истории в привычном, человеческом, ее понимании, ее ощущения как хода времени.

Даже истины человеческой веры становятся как будто нарочно придуманными, а не прожитыми. Здесь над тобой довлеет нечто большее и древнее – великий закон жизни. Ты смотришь на горы и видишь историю миллионов лет, что прошли, что были до тебя, замечаешь, как вода потихоньку пробивала толщу земли, как гнуло скалистые кряжи. Ходишь по скалам один, зачарованный этой красотой. Как интересно все придумано в этом мире.

Вот я – человек, вижу это, а потом я умру, и время сотрет все «мои» воспоминания из вечности...всю ту красоту, которая в какой-то миг решила показаться одному человеку. Здесь невозможно кого-то хоть чем-то удивить, да и зачем... Камни столетиями лежат недвижимо, для них я, ты, мы – мимолетное видение, тени, почти призраки. Но есть Оно – северное сияние – величественное, неподвластное времени, не управляемое человеком, и поэтому им до конца и непостижимое. От этого, наверное, и из-за его безудержного ритма и движения, на него невозможно очень долго смотреть – человек не может его осознать. Сияние – это что-то большее, это как танец богов. Танец праздника вечного космоса и живого начала во всем....

- Художники редко ездят в такие места. И дело, наверное, в финансовых вопросах?

- Да, путешествия достаточно затратные. Одно из первых ключевых путешествий обошлось в 300 000 рублей ещё в 2015 году. Его можно назвать дешёвым. И это только расходы на передвижение, жильё, питание, художественные материалы, которые весят порядка 50 килограммов, общим объёмом куб-полтора точно… Для доставки их в тот или иной населённый пункт я использую услуги транспортной перевозки. Что-то докупаю на месте, если есть возможность. Но чаще её нет. Для таких поездок приходится копить деньги, обращаться к спонсорской поддержке.

- Но рисовать наверно сложно. Ведь руки, краски замерзают.

- Карандаш не замерзает. Совсем уж плохой погоды нет, есть плохая одежда и плохая подготовка. Из-за большой удалённости, малой плотности населения очень важен так называемый «человеческий фактор». Ты не должен подвести другого. Всё держится на порядочности. Отличительная особенность Арктики в том, что там проявляется подлинная сущность человека, его мужественность, порядочность, сила воли, без которой – никак.

- Чем привлекательна для художника северная природа? Она скупая, суровая и вроде бы однообразная…

- Не могу так сказать. Природа Кольского полуострова, Чукотки, Таймыра – прежде всего природа зимняя. Снега не так много по сравнению с европейской частью. Но тут можно увидеть совершенно особую вещь – северное сияние. Впервые я наблюдал его на берегу Белого моря в деревне Ворзогоры Онежского района. Это очень интересные места. Глядя на северное сияние, я понимал, что это сознательное действо. Все мы привыкли к таким явлениям, как дождь, радуга. Часто не ассоциируем их с неким божественным проявлением. Но наблюдая за северным сиянием непривычным взором, ты сразу понимаешь, что за этим стоит божественный замысел, божественная воля. В нем нет схематичности движений. Это как танец бабочки. Оно, это сияние, разумно. Я бы подчеркнул разумность этого явления, помимо, конечно, особой красоты. Неподражаемо и короткое северное лето. Полярный день пробуждает от небытия природу. Она вдруг вся расцветает, бурлит талыми ручьями и водопадами, даёт жизнь и одаривает ягодами.

- Есть ли у вас любимая картина?

- Недавно я написал две работы – «Звезда» и «Ворон». Они посвящены пониманию времени. Когда я ходил в одиночные походы по Таймыру, иначе осознавал его. Это иная реальность. «Звезда» – моё размышление о том, что такое наша жизнь. В начале сентября позапрошлого года я жил на плато Путорана. И был звёздный дождь. Ночи уже тёмные. Древние камни лежат на земле неподвижно миллионы лет. И вдруг над ними пролетел метеор, который короткой вспышкой озарил все пространство небосвода. Это навело меня на размышления не только о своей, но вообще человеческой жизни. Что мы для этих гор? Ничто. Мимолётная вспышка. Но ведь этого пространства не видно в темноте, и мы, люди, живём, чтобы полюбить и осознать эту красоту вечности. Ворон – священная птица для многих северных народов, образ мудрости и осмысления времени.

- Передаете знания молодому поколению?

- Хочется вдохновить юных художников на развитие своего таланта. Периодически проходят мастер-классы для детей и всех желающих, один из последних проходил в Russia Discovery в рамках недели Таймыра в Москве

- Что для вас Арктика?

- Арктика - богатство России, не только природное, но и культурное, историческое и духовное. Арктика- залог нашего будущего, это нетронутая земля с нетронутыми людьми.

- Ваши проекты, связанные с Арктикой

- Заповедная Сибирь, Русский Север, Таймыр

- Вы уже получили награды?

- Постоянный участник молодежной выставки МОСХ; Тематическая выставка в Библиотеке искусств им. Боголюбова, 2010 г.; «Сохраняя традиции», Наро-Фоминск, 2012 г.; «Мой родной край», Государственный институт реставрации, Москва, 2012 г.; «Предания старины глубокой», Галерея «Измайлово», Москва, 2012 г.; "Семейные традиции", ДК «Меридиан», Москва, 2014 г.; персональная выставка в Вологодском землячестве, Москва, 2015 г.; персональная выставка в краеведческой библиотеке № 221, Москва, 2015 г. Лауреат конкурса «Москва – город мира», 2012 г.

Работы Дмитрия Гусева находятся в частных собраниях России, США, Германии, Чехии, Японии, Литвы.



Работы мастера