Сергей Анатольевич Глебушкин — известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма. Член Общественного совета при Государственном Российском Доме народного творчества, член Союза художников России и Международной федерации художников, член Ассоциации искусствоведов, член Русского географического общества, член Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети – будущее России», Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей фольклора.
- Как Вы пришли к данному виду творчества?

- Еще в детстве меня поразила красная ткань, положенная на пол в сенях вместо половика, которая оказалась распоротой понёвой. Основной толчок к собирательству произошел во время занятий в фольклорном ансамбле "Россияночка". Коллектив постоянно развивался, требовался новый музыкальный и этнографический материал. Так я начал изучать историю русского народа, в том числе и костюма, не по страницам книг, а по рассказам живых людей и находкам в глубинках России.

Занимаясь в фольклорном коллективе стал собирать старинные народные костюмы. В результате сложилась коллекция, которой может позавидовать любой этнографический музей. В собрании около трехсот комплексов крестьянского праздничного и будничного костюма различных регионов России — это величавый, сдержанный Русский Север и полыхающий красками Юг, а также множество старинных тканых и расшитых богатым орнаментом рушников, ярких платков Барановской и Прохоровской мануфактур. Большую ценность и уникальность коллекции придают праздничные женские головные уборы: драгоценные северные, украшенные золотным и серебряным шитьём, кокошники, девичьи повязки и венцы, а также искусно выполненные бисерные украшения: гайтаны, разметки, ожерелки и т.д.

- Помните ли Вы свой первый костюм?

- Первый костюм, положивший начало коллекции, принадлежал моей бабушке по материнской линии. Она родом из рязанского села Салтыково. Костюм очень тяжелый, у него толстая шерстяная понёва (юбка) весом в 4 килограмма, к тому же гофрированная. Второй костюм достался от бабушкиной сестры. Я вспомнил, что у бабушкиной младшей сестры Александры Васильевны тоже есть костюм. Она вообще не могла понять, зачем мне в Москве потребовалось это "шмотьё". Когда всё же принесла узел, оказалось, крыса прогрызла дыру через все складки. Но даже такому костюму я был безмерно рад.

- Что можно узнать о владельце по костюму?

- По платью можно было узнать о месте проживания, социальном статусе, семейном положении женщины. В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цветам, и по материалу изготовления. У каждой женщины того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний в свою очередь, от костюма старухи.

- В каком состоянии к Вам попадают костюмы?

- Иногда костюм попадает в мои руки в очень хорошем состоянии, так что делать с ним ничего не надо. А бывает, приходится брать одежду в очень жалком состоянии: и дождь лил на нее, и куры гадили. Приходится отстирывать, восстанавливать. Стираю обязательно сам, но не современными порошками, а 10-процентным старым черным хозяйственным мылом. Оно продается еще в хозяйственных или скобяных магазинах в деревнях. Такое мыло сделано на основе щелочи и более приближено к условиям стирки в старые времена. Знаете, что раньше стирали не мылом, а щелочью? Из печки выгребали золу и заливали водой, когда зола оседает, в воде получается щелочной раствор, в нем и стирали. Если не отстирывается - ну, что делать, значит, будет пятно.

- Какие награды Вы уже получили?

- Я являюсь лауреатом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Награждён: Общероссийским общественным движением «Россия Православная» почётными медалями «Благодатное небо» (2003 г.), «За жертвенное служение» (2004 г.); Государственным Российским Домом народного творчества — дипломом «За многолетнюю деятельность по сохранению и пропаганде традиционного русского народного костюма»; Международным Благотворительным Фондом «Меценаты столетия» — золотой медалью «Честь и польза» (2005 г.); Международным благотворительным фондом им. Д. С. Лихачёва — дипломом «За вклад в сохранение и пропаганду историко-культурного наследия России» (2009 г.).

Сайт Сергея Анатольевича Глебушкина: http://www.glebushkin.ru

Работы мастера