В Лапландии стоит сказать «Тиррв ельбэдтэ!» (здравствуйте) — и перед глазами появляется образ юркой саамской хозяйки. В ее веже горит очаг, на оленьих шкурах копошатся дети, муж вернулся с пастбища и пьет чай. Над огнем подвешена оленина, а в котелке кипит бульон с ягодами. Напевая песню, женщина перебирает ягоды — время заготовок. Скоро семья отправится на зимовку в тундру…
Саамы — малый северный народ, возникший в Лапландии и проживающий сегодня на территории сразу нескольких суверенных государств. Несмотря на замкнутый образ жизни и большие расхождения в языке, этот народ связывают культурная самобытность, бережное отношение к природе и вера в саамского «Деда Мороза».

Численность саамов по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Их особенностью является то, что территория традиционного проживания саамского населения в настоящее время входит в состав четырех государств: Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Это сказалось и на саамском языке — он делится на ряд диалектов, различия между которыми очень значительны. Исследователи делят их на две основные группы языка: западную (на нем разговаривают саамы Швеции, Норвегии и части Финляндии) и восточную (Финляндия и Россия).

По некоторым данным, на сегодняшний день в России проживает не больше 2 тысяч саамов. Российских саамов чаще всего называют кольскими саамами или «лопарями», «лапландцами». Несмотря на свою малочисленность, саамы и сегодня стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.
РОССИЙСКИХ СААМОВ НАЗЫВАЮТ ЛОПАРЯМИ
Саамы жили поселениями, в которые входило от 70 до 150 человек, объединенных родовыми связями. Каждая община имела своего старейшину и вела общее хозяйство. В семьях число детей иногда доходило до 10—12. Как правило, старшие братья уходили из родительского дома и создавали свою семью, а самый младший сын оставался с родителями даже после женитьбы. Он же наследовал все имущество отца, которое передавалось ему под родовым знаком тамгу — клеймом, обозначающим семейное или личное имущество.

Женитьба для саамов была одним из важных моментов в жизни, поэтому к ней готовились как родители, так и юноши и девушки задолго до момента брака. Свадьбы проводились по соглашению между семьями, но мнение невесты учитывалось, и насильно замуж не выдавали. Выбор пары происходил на общих праздниках, проходивших несколько раз в год. Затем сваты без жениха направлялись к дому выбранной невесты, куда привозили подарки, и обсуждали условия будущего союза. После невеста с родственниками совершала ответный визит. Главным богатством жениха и невесты считалось количество оленей — рогатый скот саамы получали при рождении, и впоследствии пастбище считалось собственностью этого человека.

Работа в саамской семье строго не разделялась на женскую и мужскую. Это было связано с особенностями образа жизни и быта — каждая семья почти все время проводила на своих семейных промысловых участках и не общалась с другими общинами. Поэтому в поселениях жена была единственной помощницей мужа, она помогала ему во многих промыслах, например рыболовстве, а иногда пасла оленей, при этом не забывая о приготовлении пищи, шитье одежды, вязании, изготовлении рыболовных сетей и других предметов быта.
РОДОВОЕ КЛЕЙМО ТАМГУ ОБОЗНАЧАЛО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ИМУЩЕСТВА
Из-за полукочевого образа жизни саамы жили в летних и зимних жилищах, в которых помещались одна-две семьи. Первые зимние жилища, в которых жили саамы, назывались вежи. Это жилье представляло собой бревенчатую постройку с наклонными стенами высотой около 2,5 метра и дымовым отверстием вверху. Каркас вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клались хворост и кора. Вход в вежи всегда был обращен к югу, а в центре жилища устраивали каменный очаг. С XIX века вежу заменил пырт (тупа) — это низенькая, но просторная срубная постройка с одним или двумя небольшими окнами и плоской крышей, покрытой землей и дерном. Очаг в пырте пристраивался у входной двери и выглядел как камин, сложенный из камней. Во время перекочевок саамы использовали легкое переносное жилище — куваксу, внешне очень напоминающую чум, укрытый оленьими шкурами и берестой. Позже в XX веке многие саамы вместо традиционных жилищ стали жить в русских избах.
ОТ ПРИРОДЫ НЕ ТРЕБОВАЛИ БОЛЬШЕ НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ СЕМЬИ
Основными занятиями саамов в зависимости от территории их обитания и природных условий были оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. Российские саамы долгое время занимались ловлей рыбы и охотой, а образ жизни вели полукочевой.

Самой ценной рыбой для саамов была семга, которую добывали самодельными сетями, неводами, крючками и хитроумными деревянными ловушками — заборами. Охотой на пушных зверей (например, на белку, соболя, горностая, бобра, куницу, зайца и лисицу) этот народ в основном занимался в зимнее время. В XIII—XIV веках, с приходом Александра Невского в северные земли, саамы стали платить дань ценными мехами и выменивали их на нужные в хозяйстве товары. Выплата налогов привела к изменениям в традиционном укладе жизни народа: оленеводство стало важной отраслью, поскольку позволяло в срок отдавать налоги. Оленей саамы пасли небольшими стадами до 50 голов, при этом использовался способ вольного выпаса: животные сами выбирали маршрут перемещения на новое пастбище.

Понятное дело, что оленина была основой традиционной кухни саамов. Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом, замороженном и реже — в соленом виде. Чтобы сделать запасы, мясо вялили, нарезав тонкими ломтиками и высушив над костром или на воздухе. Летом саамы предпочитали рыбу, из которой варили супы, а также жарили ее на палочках у костра. Кроме того, народ охотно собирал ягоды: воронику, бруснику, чернику и морошку — их ели в сушеном или моченом виде. По некоторым источникам, саамы любили пить травяные чаи, а для профилактики цинги пили оленью кровь. Несмотря на суровый климат, саамы разумно делали запасы еды, что связано с религиозным правилом по отношению к природе: «не требовать от природы больше, чем нужно для пропитания семьи». Саамы не охотились и не ловили рыбу просто так, ради развлечения, и не трогали зверей и птиц с детенышами.
Национальная саамская одежда делилась на летнюю и зимнюю, при этом была как повседневная, так и праздничная, которую отличали более высокое качество ткани и вышивка с яркими орнаментами. Все саамы, и мужчины, и женщины, летом носили суконную или холщовую рубаху — юпу. Ее шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивали рукава, сужающиеся к запястью, а подол рубахи был немного расклешенным. Зимой саамы носили печок — длинную шубу глухого кроя мехом наружу с невысоким стоячим воротником, который стягивался ремешками. У женщин ворот, подол и рукава шубы украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером и перламутровыми пуговицами. Иногда печок надевали поверх юпы. Одежду подпоясывали, образуя небольшой напуск на талии. Рукавицы шили из оленьих шкур мехом наружу или вязали из крашеной шерстяной пряжи.

Что касается обуви, она также была одинаковой для мужчин и женщин. Ее саамы изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Некоторые виды обуви делали из нерпичьих или тюленьих шкур.


ОСОБОЕ МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ ЗАНИМАЮТ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Мужчины носили суконные шапки каппер на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть шапки (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и черный цвета. К околышу пришивали наушники с тесемками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Другим мужским головным убором являлся вязанный из овечьей шерсти колпак. У женщин зимние шапки были аналогичны мужским, единственное отличие было в тулье — верхняя часть шапки имела форму круга. Летом замужние саамские женщины носили шапочки шамшуры, украшенные вышивкой, бисером и оловянной нитью, а незамужние девушки — повязки, изготовленные из бересты и красного сукна, расшитые цветным бисером.

С древности саамы были язычниками и поклонялись сейдам — священным камням, от которых, как они верили, зависели успех на промысле и благополучие жизни. Чтобы задобрить сейдов, саамы приносили им в жертву часть охотничьей добычи. Обычно это были олени, их рога, головы и шкуры, реже — другие животные, дичь и рыба.

Поклонялся этот народ и высоким пням, которым также делали жертвоприношения. Также в каждой семье имелись свои божки-камешки, которых держали дома, завернув в тряпку. У некоторых общин сейдами служили священные места, которые имели природное происхождение: например, таинственные пещеры и расщелины или валуны, похожие на животных. Возле них саамы под чутким руководством шаманов (нойдов) совершали обряды и устраивали жертвоприношения.
Считалось, что саамские нойды умеют связывать мир людей и мир духов. Также шаманы управляли ветром, насылали порчу, предсказывали будущее, лечили людей и оленей. Все свои обряды нойды совершали вблизи сейдов. Некоторые шаманы в своих ритуалах использовали бубен, расчерченный магическими пиктограммами. При этом саамы, по словам многих исследователей, не имели никаких национальных музыкальных инструментов, а свои эмоции они чаще всего выражали посредством пения.

Чтобы сохранить и передавать истории своей семьи, религиозно-обрядовые традиции, хозяйственные приметы и понятия, саамы использовали фольклорные песни, сказания и легенды. По содержанию саамские сказки и легенды делились на героические сказания (богатырский эпос), мифологические сказания и бытовые повести.

Сегодня основная часть российских саамов православные, а скандинавская часть исповедует лютеранство. При этом у многих саамов сохранилась вера в духов и сейдов. Так, несмотря на то что Лапландия считается родиной Санта-Клауса, саамы верят в собственного «Деда Мороза»: лесного духа по имени Мунь Каллсы, который до сих пор выручает местных охотников и заблудившихся в зимнем лесу.

Фото предоставлены издательством "Кириллика" и Ассоциацией КМНС и ДВ
ВСЕ ОБРЯДЫ СОВЕРШАЛИСЬ ВБЛИЗИ СЕЙДОВ