Юкагиры относятся к древнейшему населению северо-восточной Сибири. Это один из самых старых народов России: исследования показывают, что юкагиры жили еще в VII веке до н. э. Сегодня представители народности расселены в основном в бассейне реки Колымы, Республике Саха и Чукотском автономном округе. В Якутии юкагиры сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олеринский Суктул» Нижнеколымского улуса.
Существует версия, что в древности юкагиры были самым многочисленным северным народом. Но в XVII веке их количество значительно сократилось из-за эпидемий (особенно губительной была оспа) и военных конфликтов с соседними племенами. В зависимости от региона проживания юкагиры делились на тундровых и таежных. Тундровые юкагиры занимались ездовым оленеводством и собаководством, кочевали за стадами диких оленей, передвигаясь за ними от побережья до лесотундры, охотились на пушного зверя. Таежные юкагиры охотились на горных баранов, оленей, лосей, морских животных. С весны до поздней осени они также занимались рыболовством с помощью неводов, сетей и ловушек. На оленей и лосей охотились с помощью самострелов и петель, а с XVIII века начали применять кремниевые ружья.

Традиционно юкагиры носили распашной кафтан до колен, который зимой шился из оленьих шкур, а летом из ровдуги. Женщины, как правило, расшивали свой наряд по бокам, а мужчины использовали для украшения пласт тюленьей шкуры, который вшивали в заднюю часть своего одеяния наподобие хвоста. Кроме того, мужчины подпоясывали кафтаны кожаными поясами, на которые позже стали вешать мешочки с табаком, порохом и пулями. Одежду также нередко украшали мехом нерпы-белька, выкрашенным в красный цвет.
ГУБИТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ЮКАГИРОВ СТАЛА ОСПА
В качестве воротника в мужской одежде использовали шарф из лисьих хвостов, в женской — из беличьих. Очень ценились круглые серебряные бляхи, которые женщины носили на нагрудниках: их называли «грудным солнцем». В тундре в сильные морозы женщины надевали короткие штаны-натазники с нагрудником, а мужчины носили меховые штаны (харо). Длинную, почти до паха, зимнюю обувь из камуса оленя или лося натягивали на теплые меховые чулки. Летом надевали ровдужную обувь до колена длиной. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее железной бляшкой или несколькими нитками бисера. Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга, а также медными кольцами.

Традиционно народ жил в полуземлянках — чандалах. Крышу покрывали дерном, а пол устилали ветками и шкурами животных. В центре жилища оборудовали очаг, над которым закрепляли шесты для приготовления пищи, сушки одежды, вяления рыбы и мяса. Позже юкагиры стали строить чумы конической формы: их обычно покрывали древесной корой или оленьими шкурами. В семейной и социальной жизни юкагиров бытовало равноправие, но общественные посты могли занимать только мужчины. При этом женщины играли важные хозяйственные роли, участвовали в общих собраниях и имели право голоса. Перед свадьбой жених отбывал в доме невесты «трудовую повинность», а после свадьбы перебирался к жене на постоянное проживание. При этом все имущество — олени, лодки, нарты, сети — наследовалось по отцовской линии. Во главе племенной общины стоял самый старый человек рода — лигэйэ шоромох. Его место мог занимать лучший охотник, прославленный воин или шаман.
ПЕРЕД СВАДЬБОЙ ЖЕНИХ ОТБЫВАЛ В ДОМЕ НЕВЕСТЫ "ТРУДОВУЮ ПОВИННОСТЬ"
Основу рациона юкагиров составляли рыба и мясо. Зимой их часто ели сырыми, в виде строганины, а летом, как правило, варили. В теплое время года юкагиры запасали сушеное мясо (эхалэнг), нанизанное на жильные нитки, — его употребляли в пищу зимой. Из икры рыб пекли подобие лепешек, а из костей делали муку. Самым популярным напитком у юкагиров был травяной чай, а также отвар из березовых наростов. Посудой юкагирам служили деревянные и берестяные сосуды четырехугольной и круглой формы.

Сохранилось два диалекта юкагирского языка — южноюкагирский (колымский) и северноюкагирский (тундренный) язык. Они настолько непохожи, что при встрече носители едва ли смогут понять друг друга.
ОГОНЬ ИЗ ДОМАШНЕГО ОЧАГА НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПЕРЕДАВАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ
Особого внимания заслуживает древнейшая юкагирская письменность, основанная на пиктографических обозначениях, схожих с индейскими письменами. Женщины часто использовали эти рисунки для любовных посланий. Современные юкагиры говорят в основном на русском и якутском языках, владение юкагирским — большая редкость в наши дни.

Традиционная религия юкагиров — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, вере в духов и культе предков. Важную роль в жизни юкагиров играл культ огня, поэтому в особом почете был домашний очаг: из него нельзя было передавать огонь чужим людям. Пламя олицетворяло солнце, поэтому в знак признательности очаг регулярно «подкармливали» мясом, рыбой, а также сладостями.
Важным праздником для юкагиров был Шахадьибэ, что значит «сбор всех племен», «общее собрание». Он также связан с культом солнца. Это торжество играло важную объединяющую роль и было призвано задобрить духов предков. В этот день мужчины соревновались в силе и ловкости, а позже все члены общины жгли костры, над которыми шаманы читали специальные молитвы.

Современные нижнеколымские юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством и коневодством, верхнеколымские — огородничеством и клеточным звероводством. Несмотря на глобализацию, юкагирам удалось сохранить черты своей самобытной культуры и традиции предков до сегодняшнего дня.

Фотографии на странице: Александра Марчук/geophoto.ru, издательство "Кириллика" и Ассоциация КМНС и ДВ